22 CMK Zeml 1 Трагические события происходят в мире с каждым годом все чаще. Увеличивается число стихийных катаклизмов и техногенных аварий. Все это даже у простого зрителя новостей вызывает спектр сильных переживаний. Что уж говорить о тех людях, кто напрямую столкнулся с чрезвычайной ситуацией? Хорошо, что есть психологи – специалисты и просто люди, которые могут помочь пережить даже самые невыносимые моменты жизни. Те моменты, когда кажется, что жизнь больше не имеет смысла...
Известно, что пострадавшие, получившие психологическую помощь сразу после события значительно меньше страдают от депрессий и других психических осложнений. Так, недавняя автокатострофа или пожар, при работе с психологом ЧС, проживаются немного легче. Основной задачей специалиста является создание обстановки тепла и защищенности человеку. Пострадавший может открыто рассказать обо всех переживаниях и страхах, которые он испытал. Без упреков, без осуждения, наоборот, получив эмоциональную поддержку и сочувствие. В результате качественно-проведенной работы психолога пострадавшие почти сразу «отдаляются» от событий несчастного случая и начинают рассказывать о нем отстраненно, так, как будто все происходило с посторонним человеком [1].
В обратном случае, если человек своевременно не получает психологическую помощь и замыкается в себе, оставаясь один на один со своей травмой последствия могут быть очень серьезными. Хотя бывают случаи, когда человек сам не хочет не о чем говорить. Ему нужно побыть одному. Главное, чтобы пострадавший знал, что если он захочет – Вы рядом и можете ему помочь.
22 CMK Zeml 2 Напомню, что экстренная психологическая помощь – это система краткосрочных мероприятий, направленных на регуляцию актуального психологического и психофизиологического состояния человека (или группы людей) и его (их) негативных переживаний, пострадавшего в результате ЧС при помощи профессиональных методов, соответствующих требованиям ситуации.
Методы, которые используются специалистами при работе с пострадавшими в результате ЧС зависят от характера и масштабности ЧС, времени, прошедшего с момента события, от реакции человека на него, от характеристик самого психолога , а так же от организационных моментов.
Общий перечень методов довольно широк: это и экстренная психологическая помощь, и психологическое сопровождение, эмоциональная поддержка, и направление (ведение), и информирование, психологическое и кризисное вмешательство (интервенция), а также выявление негативных социально-психологических механизмов (психическое заражение, паника, слухи) и управление ими (нейтрализация). Что представляет каждый из методов работы? Рассмотрим более подробно:
22 CMK Zeml 3 Приемы экстренной психологической помощи (в том числе и самопомощи) при острых стрессовых реакциях, например при ступоре, плаче или истерике, описаны в методических рекомендациях Центра медицины катастроф. В моей практике при ДТП часто встречаются реакции плача, страха и нервной дрожи. И в зависимости от реакции действия направленные на ослабление острой стрессовой реакции – разные.
Психологическое сопровождение, эмоциональная поддержка. Один из основных методов психологической помощи в кризисных ситуациях. Суть его в том, чтобы человек, переживающий нестерпимую боль от травмирующих событий не чувствовал себя одиноким и изолированным от мира. Для этого сопровождающий временно находится рядом с пострадавшим, обеспечивая ему безопасность, необходимую и достаточную поддержку. Все это направлено на улучшение состояния человека, повышение его адаптивности к новым условиям и послужило недопущением суицидальных мыслей и действий.
В качестве примера могу привести случай во время паводков. Одинокая бабушка, вынужденная жить в некомфортных условиях на время затопления очень страдала от этого. Первые наши беседы проходили сквозь слезы и жалобы. Со временем пожилая женщина перестала плакать, стала более разговорчивой и веселой. И даже начала подумывать о ремонте дома.
В более широком смысле психологическое сопровождение может включать ведение и информирование. Так, в ситуации необходимости принятия значимого решения человеку тяжело это сделать из-за дефицита времени, недостатка или противоречивости информации. В такой ситуации должен быть человек, который может помочь пострадавшему оценить ситуацию, предвосхитить последствия принимаемых им решений, предпринять своевременные адекватные действия. Причем этот метод чаще всего используется психологами при работе на телефоне «Горячей линии». Так, например, те люди, чьи близкие находятся в дороге, при объявленном снежном заносе и не выходят на связь переживают, тревожатся и не знают, что им делать. Когда человек не имеет достоверной информации – он, конечно, сильно волнуется. Предоставив точные данные по трассам, и где именно их близкие и что с ними - эмоции ослабевают. И те реакции, с которыми человек изначально обратился, страх, гнев, тревога, уже теряют свою интенсивность. То есть, в связи получением необходимой информации, приходит ощущение совладания с ситуацией и нормализация эмоционального состояния.
Психологическое вмешательство или интервенция. Кризисные ситуации зачастую требуют от человека срочного решения возникших проблем. Однако сил и ресурсов, для совладания с трудной жизненной ситуацией может быть недостаточно. Психологическое вмешательство (в том числе и экстренное) можно осуществить, используя методы психологического воздействия, приемы и техники из психотерапевтических подходов. Отличительной особенностью этого метода является желание самого человека произвести положительные изменения, и готовность к взаимодействию со специалистом-психологом. Вариантом такой трансформации является, когда человек перестает горевать о сгоревшем доме, вздыхает и говорит: «Главное, что все живы и здоровы, остальное и построить можно».
Еще один метод оказания экстреной психологической помощи - кризисное вмешательство. Это экстренная и неотложная психологическая помощь, направленная на возвращение пострадавшего к адаптивному уровню функционирования, снижение негативного воздействия трагического события, предотвращение психопатологии. То есть кризисная интервенция направлена на то, чтобы сделать возможным работу над проблемой, нахождение клиентом желательного и адекватного для себя варианта исхода кризисной ситуации.
Кризисное вмешательство и психологическую интервенцию объединяет задача обретения клиентом контроля над ситуацией, обращение к своим ресурсам.
В случае чрезвычайной ситуации, внезапно возникшей трагедии, невозможна работа в рамках только одного психологического направления. В кризисной ситуации, специалист, практикующий только традиционную психотерапию, не отвечает требованиям, необходимым для работы в кризисном вмешательстве (одного подхода бывает недостаточно). Чем большим инструментарием разных направлений владеет специалист-экстренник, тем больше увеличиваются возможности в работе с пострадавшими. Особенностью работы психолога в ЧС является еще и совсем иные отношения в системе «психолог-клиент». Зачастую люди, нуждающиеся в экстренной психологической помощи, за ней не обращаются. Установление контакта, доверия возможно тем больше, чем больше теплоты, неформальности в отношениях, исходящих от психолога. Однако даже здесь позиция психолога может варьировать от недирективной до директивной, с учетом ситуации, состояния и установок клиента.
Негативные социально-психологические механизмы возникают в условиях нестабильности в общности, при нехватке или противоречивости информации. Нестабильность, особенно резко меняющиеся условия, порождает массовую тревогу, состояние общего дискомфорта, неуверенности в своем будущем или будущем своих детей и т.п. Общая стратегия профилактики заражения, паники и слухов состоит в том, чтобы противодействовать условиям, способствующим их возникновению и распространению.
Все вышеперечиленные методы используются психологами в случаях оказания экстренной психологической помощи пострадавшим. Важно, что для уменьшения психологической травмы, достаточно приступить к стиранию тяжелых воспоминаний до первой ночи. Если быстро принять необходимые меры, то симптомы острого стрессового расстройства обычно ослабевают или проходят в течение 30 дней. Если работа проведена своевременно и эффективна, то основным показателем результативности является адаптация человека к изменившимся условиям жизни, их принятие и наличие ресурсов для преодоления трудностей кризисной ситуации.
 
Психолог филиала
ГУ «Центра медицины катастроф»
КЧС МВД РК по ВКО Логачева Э.С.