ВВЕДЕНИЕ
30 ноября 2015 года Глава государства обратился с ежегодным Посланием народу Казахстана «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие», который дает ответы на вызовы как внутреннего развития Казахстана, так и глобальных изменений, происходящих в мире.
Поскольку сейчас экономика Казахстана функционирует в условиях кризиса на мировых товарных рынках, в Послании уделено большое внимание антикризисным мерам, которые начали реализовываться  заблаговременно. Это долгосрочная Стратегия «Казахстан-2050», Новая экономическая политика  «Нұрлы жол», а также реализация Программы индустриально-инновационнного развития.
Более того, в мае 2015 года Глава государства объявил о 5 институциональных реформах и Плане нации «100  шагов». Каждая из 5 президентских реформ решает наиболее острые проблемы, с которыми столкнулся Казахстан на текущем этапе развития.
Основной посыл президентского Послания  –  противопоставить вызовам новой глобальной реальности упреждающую антикризисную стратегию. Она заключается  в реализации плана роста, реформ и развития, нацеленного на прогрессивное будущее страны. Это кардинальный ответ на современные риски, вызовы и угрозы. При этом, Глава государства особо подчеркнул, что глобальный кризис – это не только опасность, но и новые возможности.
Значимость Послания заключается в том, что оно:
ü  определяет устойчивые ориентиры развития страны на краткосрочный период;
ü  мобилизует человеческие, финансовые, материальные и медийные ресурсы для успешного проведения реформ.
Послание Главы  государства имеет особое значение для обеспечения устойчивого роста национальной экономики, сохранения существующих рабочих мест и создания новых.
Реализация Послания возлагает ответственность как на Правительство, так и на всех граждан, способных внести свой посильный вклад для достижения поставленных Главой государства целей во имя будущего страны.
План действий, озвученный в Послании, включает 5 ключевых направлений развития государства на предстоящий среднесрочный период.
Оптимизация бюджетной политики
Стабилизация  финансового сектора
Приватизация и стимулирование  экономической конкуренции
Основы новой инвестиционной политики
Новая социальная политика
 
1. Стабилизация финансового сектора
В Послании сформулированы принципиально новые подходы к экономике и финансовой системе страны.
Среди направлений комплексных антикризисных и структурных преобразований особое внимание Главой государства уделено стабилизации финансовой системы страны и, в первую очередь, банковского сектора.
Основной задачей Правительства и Национального Банка станет  недопущение резкого роста цен в стране. Глава государства дал четкое указание Национальному Банку снизить уровень инфляции до 4% в среднесрочной перспективе.
Также Глава государства обозначил проблему неработающих кредитов в банковской системе. Для ее решения поручено Национальному Банку провести стресс-тестирование всех субъектов банковского сектора. По результатам будут приняты меры по их признанию и списанию.
Особенно чувствительными для граждан можно назвать следующие инициативы Главы государства.
1. Новый подход к формированию курса тенге. Теперь средства Национального фонда не будут расходоваться на поддержание курса тенге, а будут мобилизованы на более важные цели.
Кроме того, Главой государства поставлена задача повысить доверие к тенге. Планируется  применить следующие инструменты:
- для того, чтобы населению было выгодно хранить свои деньги в тенге, будут приняты меры по повышению рекомендуемой ставки вознаграждения по депозитам физических лиц в национальной валюте;
- для того, чтобы банки смогли выдавать больше кредитов в тенге, Национальный Банк будет способствовать обеспечению банками тенговой ликвидности;
- будут преотвращаться спекуляции на курсе на внутреннем рынке безналичной валюты.
2. Передача управления активами Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) от Национального Банка частным управляющим компаниям. Эта мера должна создать конкурентную среду в процессе управления пенсионными средствами и  за счет этого повысить их доходность.
На сегодня вкладчиками ЕНПФ являются порядка 9,8 млн.человек. Объем пенсионных накоплений на пенсионных счетах составил 5,8 трлн.тенге.
Также для повышения доходности пенсионных накоплений будут пересмотрены подходы к инвестированию пенсионных средств. При этом во главу угла будет ставиться в первую очередь принцип максимальной сохранности и безопасности пенсионных активов.
Эти меры позволят обеспечить стабильность пенсионной системы и адекватный уровень пенсий.
2. Оптимизация бюджетной политики
В Послании Главой государства отмечено снижение налоговых поступлений в бюджет почти на 20%, упали объемы уплаты НДС и корпоративного налога на доходы.
По мнению Президента повышение налогов – не выход из ситуации, к тому же это окажет дополнительное давление на бизнес.
Избранная Главой государства модель бюджетной политики – «жить по средствам». Это подразумевает оптимизацию всей бюджетной политики и системы государственных доходов и расходов.
 
2.1. Новый подход в использовании Национального фонда
По поручению Главы государства разрабатывается новая Концепция формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан.
При этом Главой государства четко обозначено, что использование средств Национального фонда на текущие расходы должно быть  прекращено.  В бюджет государства будут поступать средства из Нациального фонда только в рамках ежегодного фиксированного лимита.
Работу над данным документом планируется завершить уже в апреле текущего года.
 
2.2. Реформирование налоговой системы
В целях увеличения налоговых поступлений и улучшения администрирования Правительством планируется кардинальное реформирование налоговой системы с 2017 года.
В целях упрощения налогового администрирования будет введен налог с продаж вместо НДС.
Планируется оптимизация налоговых режимов до 3-х уровней (общий, патент для индивидуальных предпринимателей и специальный налоговый режим для малого и среднего бизнеса, а также аграрного сектора).
При этом, начиная с 2017 года, будет введен налоговый учет доходов и расходов.
Будут отменены неэффективные налоговые льготы.
Важное значение также будут иметь меры, направленные на интеграцию налоговой и таможенной систем. Вводится контроль за товарно-транспортными накладными с постепенным переходом к их электронному формату. Также оптимизируются процедуры налоговых и таможенных проверок на основе унифицированных форм документов. Единой будет процедура обжалования проверок.
Все эти меры позволят упростить налоговое администрирование, повысить прозрачность ведения бизнеса, создать равные налоговые условия для всех видов предпринимательской деятельности.
2.3. Легализация
13 ноября 2015 года Главой государства подписан Закон по вопросам легализации имущества, которым приняты дополнительные стимулы для возврата имущества и денег в легальный экономический оборот.
Гарантируются конфиденциальность и защита от уголовного и административного преследования.
Это позволит увеличить приток капитала и существенно снизить уровень теневой экономики.
Первое. Кардинально упрощены процедуры легализации денег.
Теперь деньги можно узаконить двумя способами:
Первый способ: Показать их через банковские счета и использовать на любые свои нужды. К примеру, вложить в бизнес, купить недвижимость и т.д. При этом, все это будет проводиться без уплаты государству 10%-го сбора.
Второй способ:  Легализовать деньги, находящиеся за рубежом или в наличном обороте,  заявив о них, не показывая их на банковских счетах. При этом, уплачивается в бюджет 10%-ый сбор.
И в том, и в другом случае необходимо подать декларацию в органы государственных доходов.
Второе. Упрощены процедуры легализации имущества.
Для узаконения имущества, находящегося на территории Казахстана и оформленного должным образом, достаточно сдать в органы государственных доходов соответствующую декларацию и сопутствующие документы. Аналогичная процедура и по легализации имущества, находящегося за рубежом.
Излишнее звено, комиссия при органах государственных органах,  упразднено.
В отношении легализации недвижимого имущества, находящегося на территории Казахстана и не оформленного ранее должным образом, необходимо обращаться в комиссию при акиматах на местах.
Третье. Сроки легализации и введение всеобщего декларирования.
Сроки легализации имущества продлены до 31 декабря 2016 года.
После завершения данной акции вся информация по зарубежным счетам по всему миру будет перепроверяться.
Как следствие, Закон предполагает:
-   ужесточение административного наказания за сокрытие информации по счетам за рубежом;
-   обязательное декларирование имущества, находящегося за рубежом.
Кроме того, предусматривается поэтапный переход к всеобщему декларированию доходов и имущества. В 2017 году декларации будут представлять работники государственных предприятий и учреждений, национальных компаний – это около 1,7 миллиона человек. С 2020 года всеобщим декларированием будут охвачены все физические лица.
2.4. Оптимизация бюджетных расходов
После ревизии бюджетных программ  все, что может быть покрыто за счет частного сектора, будет исключаться из бюджета.
Будут также пересмотрены расходы на программы регионального и индустриального развития, а также система государственных субсидий.
Средства, которые будут высвобождаться при оптимизации бюджетных расходов, планируется направить в первую очередь на проекты, которые принесут реальные результаты для населения.
Для «разгрузки» бюджетных расходов будут активно применяться механизмы государственно-частного партнерства.
23 ноября 2015 года в Казахстане введен в действие новый Закон                 «О государственно-частном партнерстве». Данный Закон определяет условия взаимодействия государства и частного бизнеса, направленного на обеспечение устойчивого социально-экономического развития нашей страны. В том числе регламентирует вопросы привлечения инвестиций в экономику Казахстана для строительства инфраструктуры и систем жизнеобеспечения населения.
В условиях ограниченности бюджетных средств, именно государственно-частное партнерство станет реальной альтернативой реализации социально значимых проектов.
3. Приватизация и стимулирование экономической конкуренции
В нынешних условиях резкого падения экспортной выручки, сырьевых доходов для страны остро встает вопрос получения новых источников дохода.
Президент неоднократно отмечал в своих выступлениях, что жить                   по-старому, как общество потребления, уже нельзя. Необходимо производить и наращивать собственную ценность. Наступает новая глобальная реальность, где многое зависит от предпринимательской инициативы, инноваций, экономических свобод.
Для обеспечения стабильного экономического роста Главой государства поручено Правительству максимально высбодить внутренние ресурсы. В этих целях предполагается использовать два эффективных инструмента – масштабную приватизацию и расширение конкуренции.
3.1.    Приватизация
В соответствии со Стратегией «Казахстан-2050» в стране реализуется новая волна масштабной приватизации. Как было отмечено Президентом, по своим масштабам она сравнима с тем, что было в первой волне приватизации.

 Справочно: первая волна приватизации в Казахстане была проведена в 1991-1997 годах, когда было приватизировано более 5,5 тысяч объектов. С приватизацией жилья, объектов розничной торговли, общепита, бытового обслуживания, коммунального хозяйства в стране возник рынок. Эффектом первого этапа приватизации стала стабилизация экономики уже к 1996-1997 годам. Приватизация и возникновение цивилизованных товарно-денежных отношений привело к быстрому восстановлению и росту экономики. Казахстан относительно легко пережил кризис 1998-1999 годов, получивший название «Азиатский кризис».

В результате приватизации возник частный бизнес. К 1999 году доля экономически активного населения, занятого в частном секторе, превысила 75%, на негосударственные предприятия приходилось 64% фондов. В 2001 году Казахстан был признан страной с рыночной экономикой.

В рамках новой волны приватизации предполагается значительно сократить государственное участие в экономике, как это наблюдается в развитых странах Организации Экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
В течение 2014-2015 годов в рамках плана приватизации реализованы порядка 238 объектов,  1 объект передан в доверительное управление с правом последующего выкупа. Общая сумма продажи составила 78,7 млрд. тенге.
Всего в конкурентную среду перейдут еще 783 организаций квазигосударственного сектора, будут реорганизованы или ликвидированы   380. Стоимость активов приватизируемых организаций с государственным участием составит 570 млрд. тенге.
В результате, к 2017 году количество субъектов квазигосударственного сектора планируется сократить на 15%, в том числе по республиканской собственности на 28%, коммунальной на 10%, СПК – на 60% и по национальным холдингам и компаниям на 36%.
(1) Президентом  4 декабря 2015 года подписан Закон, направленный на активизацию процесса приватизации и разгосударствления. Он  предусматривает:
 снятие ограничения на приватизацию;
 продажу активов по справедливой рыночной стоимости;
 создание условий для максимального участия в приватизации казахстанских и иностранных инвесторов.  
Ключевыми механизмами приватизации станут размещение акций на фондовом рынке и через открытые аукционы.
Проведение приватизации государственной собственности должно укрепить отечественное предпринимательство,  снизить долю участия государства в экономике  и  способствовать передаче госактивов эффективному собственнику.
(2) По поручению Главы государства Правительством принят новый Комплексный план приватизации на 2016-2020 годы.
В рамках этого документа в конкурентную среду будут переданы                       65 наиболее крупных компаний республиканской собственности, АО «ФНБ «Самрук-Казына»,  АО «НУХ «Байтерек» и АО «НУХ «КазАгро» (ТОП-65), а также порядка 173  дочерних и зависимых организаций, входящих в состав                  АО «ФНБ Самрук-Казына».
Кроме того, актуализирован действующий перечень объектов, состоящий из 545 организаций.
После перехода в течение 2016-2018 годов в конкурентную среду части активов, АО «ФНБ «Самрук-Казына», АО «НУХ «Байтерек» и АО «НУХ «Казагро» будут преобразованы в компактные холдинги.
Реализация Комплексного плана приватизации придаст новый импульс для развития малого и среднего бизнеса.  Частный бизнес, заинтересованный в увеличении прибыли, будет расширять спектр услуг, повышать их качество, будет расти конкуренция, следовательно – снижаться стоимость предоставления услуг.
3.2. Усиление антимонопольной деятельности
29 октября 2015 года Президентом подписан Предпринимательский кодекс РК, в котором изложены детальные правовые рамки государственной антимонопольной деятельности в соответствии со стандартами ОЭСР.
Обновленная антимонопольная служба  ориентирована на всестороннее развитие свободной конкуренции.
С 1 января 2016 года реестр доминантов будет вестись только по регулируемым рынкам, а с 2017 года полностью отменяется.
Увеличение доли субъектов на соответствующих товарных рынках допускается только при условии, если такие действия не имеют признаков ограничения конкуренции.
С 1 января 2017 года отменяется ценовое регулирование, вместо которого будут использоваться исключительно инструменты антимонопольного регулирования и контроля.
При антимонопольной службе будет создан новый институт – согласительная комиссия, что обеспечит объективность и прозрачность решений, принимаемых по итогам расследований нарушений антимонопольного законодательства.
Кроме того, в настоящее время разрабатывается законопроект по вопросам конкуренции, направленный         на:
- внедрение эффективных инструментов проведения расследований по фактам нарушений антимонопольного законодательства;
- совершенствование порядка и принципов проведения анализов товарных рынков и установления доминирующего положения;
- изменение подходов к запрету экономической концентрации;
- изменение подходов к вопросам применения антимонопольного законодательства в отношении интеллектуальных прав.
Внедрение предлагаемых реформ позволит повысить эффективность работы антимонопольной службы, а также снизить нагрузку на судебную систему, а также на самих субъектов рынка.
3.3. Банкротство
Длительность процедур банкротства является одним из сдерживающих факторов развития бизнеса. Сегодня процедура банкротства в нашей стране может занять 3-5 лет. Государство вынуждено поддерживать нерентабельные или слабо рентабельные предприятия, только для того, чтобы не сокращались рабочие места.
В Казахстане в 2015 году было зафиксировано 320 банкротств, в                   2014 году было еще меньше – 167.
Для сравнения: по данным Tradingeconomics, в  2015 году в США ежеквартально банкротились в среднем около 29 тыс. компаний, Великобритании – 3,5 тыс., Испании – 1,1 тыс., Италии – 3,8 тыс., в Турции – более 2 тыс. ежемесячно.
В Послании Главой государства дана четкая установка, что банкротство компаний, в соответствии с мировой практикой, не должно приводить к остановке предприятий с увольнениями работников.
17 ноября 2015 года Главой государства подписан Закон, предусматривающий четкие и понятные процедуры реабилитации и банкротства юридических лиц.
 Для сохранения жизнеспособных производств и рабочих мест разработан новый механизм урегулирования неплатежеспособности в досудебном порядке. Он позволяет должнику и кредитору совместно решать вопросы реструктуризации с целью финансового оздоровления предприятия. Инвесторы получат возможность минимизировать, восстановить потери.
Теперь согласно Закону предприятие, находясь на любой стадии банкротства, может:
1) перейти на реабилитацию;
Это предполагает составление должником-банкротом плана реабилитации и его согласование со всеми кредиторами, в случае если такой должник изыскал возможность реабилитировать свой бизнес. Решение о применении реабилитационной процедуры принимает суд. С момента применения реабилитации процедура банкротства прекращается;
2) сменить собственника путем продажи предприятия и продолжить работу под прежним брендом.
Возможность продажи предприятия единым целым с предоставлением покупателю прав собственника, в то­м числе на фирменное наименование и това­рный знак. При этом передача долгов в составе пред­приятия как имущественного комплекса не ­допускается. Решение суда о признании банкротом подл­ежит отмене;
3) возвратиться к обычной деятельности путем заключения мирового соглашения.
Обязательным условием является полное погашение задолженности по заработной пла­те до утверждения мирового соглашения. Мировое соглашение заключается в случае согласия всех кредиторов.  С момента его утверждения судом процеду­ра банкротства прекращается;
4) урегулировать неплатежеспособность
Должник, обратившись в суд, получает возможность договориться с кредиторами по срокам погашения своей задолженности.
4. Основы новой инвестиционной политики
Ключевая задача новой инвестиционной политики – обеспечить поступательное продвижение страны в 30-ку развитых экономик.
Для этого Главой государства поручено в предстоящие 10 лет:
- обеспечить ежегодный рост экономики на уровне 5 %;
- увеличить экспорт обработанных товаров не менее чем в 2 раза по сравнению с 2015 годом и довести его до 30 миллиардов долларов в год;
- увеличить ежегодный объем инвестиций в экономику более чем на                 10 миллиардов долларов, а в целом за 10 лет - не менее чем на                              100 миллиардов долларов;
- создать более 660 тысяч новых рабочих мест, увеличить производительность труда в 2 раза.
Основой новой инвестиционной политики будут: (1) частные инвестиции с акцентом на транснациональные корпорации (далее – ТНК); (2) региональные драйверы, основанные на экономической специализации макрорегионов; (3) тесное экономическое сотрудничество с соседними странами и завоевание новых экспортных ниш; (4) лучшие в регионе технические и профессиональные кадры; (5) эффективная научно-инновационная система.
4.1.         Привлечение частных инвестиций с акцентом на ТНК
Частные инвестиции и углубление сотрудничества с ТНК будут главной составляющей новой модели экономического развития, которая направлена на сбалансированный, диверсифицированный и устойчивый рост.
Ключевое внимание будет уделено формированию благоприятной инвестиционной среды для привлечения «сложных» инвестиций, предъявляющих повышенные требования к развитию инфраструктуры, институтов и человеческого капитала.
На базе инфраструктуры «ЭКСПО-2017»  Главой государства поставлена задача  создания Международного финансового центра «Астана». Он станет региональным финансово-инвестиционным хабом с независимой юридической системой на принципах английского права, а также благоприятным налоговым режимом для ее участников по аналогии с Дубайским и другими ведущими международными центрами.
Глава государства в своем Послании дает оптимистичную целевую установку – «Казахстан должен стать страной - лидером региона с сильными институтами, компетентным, эффективным и предсказуемым правительством. У нас должны быть лучшие технические кадры, инфраструктура мирового уровня, обеспечены общественный порядок и личная безопасность людей».
Решение поставленной задачи невозможно также без эффективной реализации Плана нации «100 шагов».
Проведение преобразований, направленных на совершенствование инвестиционного климата, будет осуществляться совместно с ОЭСР и другими международными финансовыми институтами.
В настоящее время разработан проект детального плана Правительства по улучшению инвестиционного климата с акцентом на ТНК.
Для улучшения работы с инвесторами созданы Правительственный совет и аналогичные региональные советы по привлечению инвестиций.
Кроме того, с января 2016 года Министерство по инвестициям и развитию начало работать по принципу «одного окна» для инвесторов. Иначе говоря, все необходимые разрешительные документы для реализации инвестиционных проектов будут выдаваться в одном госоргане                                (свыше 360 госуслуг: лицензии, разрешения, различные справки).
Будет усилена ответственность Правительства и местных исполнительных органов за достижение конкретных результатов. Деятельность каждого министра и акима будет оцениваться по трем основным параметрам: (1) объем привлеченных частных инвестиций; (2) рост  экспорта; (3) создание рабочих мест.
Казахстану удалось значительно улучшить свои показатели по инвестиционному климату, привлечь ряд ТНК. В рейтинге ООН по притоку прямых иностранных инвестиций в мире Казахстан по итогам 2014 года занял 28-е место, среди государств с переходной экономикой – 2-е место, а среди стран, не имеющих выхода к морю – 1-е.
В целом, за последние 6 лет было открыто 224 производства с участием иностранных инвесторов на сумму свыше 15 млрд.долларов. 29 ТНК реализовали 46 производств на общую сумму  2,5 млрд. долларов.
 Реализация Карты индустриализации: за прошедшие 6 лет реализовано  890 проектов, создано 85 тысяч постоянных рабочих мест. В том числе 120 проектов в 2015 году, на которых было создано 60 тысяч рабочих мест, из них 10 тысяч – это постоянные рабочие места. Начиная с 2010 года, все эти новые производства выпустили продукции более чем на 5 трлн. тенге.
4.2.         Формирование региональных драйверов экономического роста
Для устойчивого развития необходимо сформировать новые драйверы экономического роста – сектора экономики, которые будут генерировать экспортные доходы, обеспечивать занятость и способствовать развитию малого и среднего бизнеса.
Казахстан очень большая страна и регионы значительно отличаются по экономическому потенциалу и возможностям для развития тех или иных секторов. Все инвестиционные проекты реализуются непосредственно в регионах. Для них нужна земля, инфраструктура, трудовые ресурсы. В рамках новой инвестиционной политики акцент будет сделан на региональных специализациях
Будут разработаны отдельные инвестиционные программы для  6 макрорегионов. Эти программы будут ориентированы на сравнительные экономические преимущества регионов и учитывать региональную специфику. Программа поддержки предпринимательства «Дорожная карта бизнеса-2020» также станет частью этих инвестиционных программ.
«ЮЖНЫЙ» и «СЕВЕРНЫЙ» макрорегионы обладают уникальными условиями для развития сельского хозяйства и производства продуктов питания. Ключевыми проектами могут стать развитие и вывод на экспорт продукции мясного и молочного направлений, а также повышение уровня переработки пшеницы.
«ЦЕНТРАЛЬНО-ВОСТОЧНЫЙ» макрорегион является промышленным центром страны. Здесь необходимо обеспечить развитие горнометаллургического сектора, металлообработки, машиностроения, расширить добычу и переработку редкоземельных металлов.
«ЗАПАДНЫЙ» макрорегион обладает огромными запасами углеводородов. На этой базе может развиваться нефтехимическая промышленность и сервисные услуги для нефтегазового сектора.
Города АЛМАТЫ и АСТАНА имеют огромный потенциал для развития наукоемких услуг - образование, здравоохранение, ИКТ - и туризма. Необходимо обеспечить выход данных секторов на экспорт.
Макрорегионы будут объединены единой транспортной, логистической и коммуникационной архитектурой, создаваемой в рамках Программы «Нұрлы жол».
В настоящее время реализуются 11 проектов по ключевым направлениям «Центр-Юг», «Центр-Восток», «Центр-Запад». Ведется строительство железнодорожных линий «Боржакты - Ерсай», «Алматы - Шу» и паромной переправы в порту Курык. Эти проекты уже сегодня обеспечили рабочими местами 72 тысячи человек.
 
4.3.    Освоение новых экспортных ниш
Казахстан  должен  эффективно использовать экономический потенциал близлежащих стран. В первую очередь, это Китай, Россия, Иран, Монголия, Индия, Пакистан, страны Центральной Азии и Кавказа. Данные страны ежегодно импортируют товаров и услуг более чем на 3,5 триллиона долларов.
Казахстан является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Государства-члены союза должны применять единую внешнеторговую политику. Исходя из этого, Казахстан с государствами-участниками проводят совместную работу по проведению переговоров о заключении новых льготных торговых соглашений с третьими странами. Эти соглашения дают возможность странам представлять друг другу определенные преимущества и рассматриваются как подготовительный этап интеграционного процесса между этими странами.
Так, Евразийской экономической комиссией созданы совместные исследовательские группы по изучению целесообразности заключения соглашений о свободной торговле с Республикой Индия и Исламской Республикой Иран.
Также, главами государств Евразийского экономического союза
8 мая 2015 года было принято решение «О начале переговоров с Китайской Народной Республикой по заключению Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве».
4.4. Развитие технических и профессиональных кадров
Одним из главных направлений новой инвестиционной политики станет развитие системы технического и профессионального образования.
Сегодня активно ведется работа по формированию основных элементов национальной системы квалификаций. Совместно с бизнесом разрабатываются профессиональные стандарты, определяющие детальные требования к навыкам и компетенциям для каждой профессии. На основе профессиональных стандартов будут разработаны новые образовательные программы, ориентированные на предоставление практических навыков. Подтверждение квалификации выпускников организаций технического и профессионального образования будут постепенно передаваться работодателям (на базе ассоциаций бизнеса).
Для повышения качества непосредственной подготовки специалистов будут созданы образовательные центры совместно с Германией, Японией, Канадой, Австралией и Сингапуром, которые станут моделью системы технического и профессионального образования для всей страны. Это сформирует доверие иностранных инвесторов к казахстанской системе технического образования.
 
4.5. Построение эффективной научно-инновационной системы
Развитие сфер смарт-технологий, киберфизических систем, энергетики будущего, проектирования и инжиниринга будут частью системных мер по улучшению инвестиционного климата и  созданию основы для экономики будущего.  Это возможно  реализовать только через построение эффективной научно-инновационной системы.
Основой эффективной научно-инновационной системы будут мощные исследовательские университеты и 2 инновационных кластера, формируемые на базе хайтек-парка Astana Business Campus Назарбаев Университета и Парка инновационных технологий «Алатау» в Алматы.
Astana Business Campus
В настоящее время Назарбаев Университет проводит работу по созданию Научного парка Astana Business Campus. Научный парк станет одним из главных центров инновационной активности в стране и объединит под своей крышей образование, исследования и непосредственное производство высокотехнологичной продукции.
Кроме того, ненаучными центрами и школами Назарбаев Университета реализуются около 200 научно-исследовательских проектов. На сегодняшний день в Назарбаев Университете функционируют ключевые элементы интеллектуально-инновационного кластера – Офис коммерциализации, Пилотный Технопарк и Бизнес-инкубатор.
Помимо этого, Назарбаев Университет сотрудничает с АО «НК «Астана ЭКСПО-2017» с целью продвижения темы ЭКСПО-2017 «Энергия Будущего». Для осуществления отбора проектов в Зону лучших практик была создана Международная отборочная комиссия, в состав которой вошли видные ученые и эксперты.
Парк инновационных технологий «Алатау»
Общий объем инвестиций, направленных компаниям - участникам СЭЗ «Парк инновационных технологий» (ПИТ) на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), составил 1,5 млрд. тенге. Участниками СЭЗ «ПИТ» являются более 150 компаний. Объем инвестиций, вложенных компаниями в модернизацию производственных мощностей, составил 3,3 млрд. тенге. Общий объем производства товаров, работ и услуг – 46 млрд. тенге.
В основном проекты, реализуемые в рамках СЭЗ «ПИТ», связаны с развитием города Алматы: это транспортные проекты – строительство БАКАД, международный авиационный хаб, развитие туристских проектов и реализация программы «Нұрлы жол».
5. Новая социальная политика
Повышение благосостояния казахстанцев всегда было и остается  одним из приоритетов  проводимой Главой государства политики в социальной сфере. Так, несмотря на негативные влияния глобальных кризисов, государство ежегодно увеличивает расходы на социальную сферу, включая образование и здравоохранение. Свыше 3,5 млн.граждан получают пенсии, пособия и другие выплаты, которые финансируются государством.
Кроме того, Главой государства выстроена целостная политика, направленная на повышение человеческого капитала страны через развитие сфер образования и здравоохранения.
Продолжением  последовательных действий по улучшению социального самочувствия наших граждан стал ряд следующих поручений Главы государства.
 
5.1. Меры социальной поддержки населения
        
Повышение заработной платы гражданским служащим
Всего в Казахстане насчитывается более 1 млн. гражданских служащих: учителя, врачи, работники культуры, социальной сферы и др.  
Ключевой проблемой системы оплаты их труда являлось то, что к одной категории должностей были отнесены и руководитель, и основной работник, и специалисты, выполняющие административные функции. При одинаковом стаже работы все они получали одинаковый должностной оклад. Это и привело к уравниловке и снижению трудовой мотивации.
В отличие от этого новая модель, разработанная по поручению Главы государства, предусматривает разделение должностей гражданских служащих на 4 категории: управленческий, основной, административно-хозяйственный и технический персонал в зависимости от образования, квалификации, сложности и степени ответственности выполняемых работ.
 
блок А управленческий персонал стратегия развития организации и принятие управленческих решений руководители и заместители руково-дителей организаций, руководители и заместители структурных подразделений в зависимости от уровня подчинения организаций
блок В

основной

персонал

реализация основных функций организации врачи, учителя, научные сотрудники, социальные работники, преподаватели вузов и другие работники, выполняющие основные функции организации
блок С административный персонал административно-правовые и хозяйственные функции юристы, бухгалтера, экономисты, переводчики, заведующие хозяйственными службами
блок D вспомогательный персонал вспомогательные и технические функции делопроизводители, архивариусы, кассиры, коменданты, секретари
Данная модель также предусматривает внедрение специальной сетки коэффициентов для исчисления должностного оклада и оптимизацию доплат и надбавок за условия труда.
Теперь по новой системе должностной оклад учителя будет состоять на 61% из основной заработной платы, на 38,8% – из надбавок. Для врачей также:  59%  – будет их должностной оклад, 39,1% – доплата и надбавки.
В итоге заработная плата работникам системы здравоохранения увеличилась от  7% до 28%, образования – от 15% до 29%, других сфер – от 28% до 40%.
Новые  подходы в оплате труда гражданских служащих будут способствовать повышению  престижа труда учителей, врачей, работников социального обеспечения, карьерному и профессиональному росту, а также  улучшению качества предоставляемых государственных услуг.
Увеличение заработной платы административных государственных служащих корпуса Б – на 30%, стипендии студентам – на 25%
Данные меры коснулись порядка 98 тысяч госслужащих и 340 тысяч        студентов. На эти цели в республиканском бюджете на 2016-2018 годы в общей сложности предусмотрено 96,6 млрд. тенге.
Индексация солидарных пенсий 
Несмотря на сложные экономические условия, Правительство систематически принимало меры, направленные на снижение темпов падения жизненного уровня пенсионеров.
За последние 10 лет почти в 3,7 раза повысились  размеры государственной базовой пенсионной выплаты (с 3 000 тенге до 11 182 тенге),  в 3,8 раз - минимальной пенсии (с 6 200 до  23 692 тенге). За этот  период средняя  солидарная пенсия  увеличилась в 4,3  раза (с 9 142 до  39 379 тенге).
Главой государства в 2014 году утверждена Концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы РК до 2030 года, согласно  которой размеры солидарных пенсий ежегодно индексируются с опережением уровня инфляции на 2%
 Согласно статистическим данным  средний уровень инфляции по стране составил  7%.  Соответственно с 1 января 2016 года солидарные пенсии увеличены на 9%. В итоге  средний размер солидарных пенсий составляет на сегодня  порядка 43 тыс. тенге.
 Кроме того,  с 1 января 2016 года базовая пенсионная выплата установлена в размере  11 965 тенге, минимальная пенсияна уровне              25 824 тенге. Исходя из этого, в  2016 году минимальные пенсионные выплаты (минимальная пенсия + базовая пенсия) составляют  37,7 тыс.  тенге, а средний размер пенсии с учетом базовой пенсии свыше  54,0 тыс. тенге.
Начиная с 1 июля 2018 года базовая пенсия будет назначаться в зависимости от стажа участия в пенсионной системе. То есть пенсии будут больше у тех граждан, кто больше работал и обеспечивал отчисления в пенсионную систему.
 
Повышение размеров социальных пособий
Вопросы поддержки граждан, получающих государственные социальные пособия по инвалидности, потере кормильца и возрасту,  также являются одним из важных направлений системы социального обеспечения. Так, в сравнении с 2005 годом общие расходы на их выплату увеличились с 51,9 млрд. тенге  до 177,5 млрд. тенге в 2015 году (в 3,4 раза).
В целях дальнейшего усиления социальной защиты по поручению Главы государства  с 1 января 2016 года  размеры социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца повышены на 25%.
 Размеры этих пособий, а также пособий по возрасту еще на                          7% повышены в связи с изменением величины прожиточного минимума с                   1 января 2016 года. 7%-ое повышение коснулось также получателей государственных специальных пособий по спискам №1 и №2, специального государственного пособия, единовременного государственного пособия на рождение, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, ежемесячного пособия родителям, опекунам, воспитывающим детей-инвалидов, единовременных денежных компенсаций гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне и жертвам массовых политических репрессий.
Все эти меры свидетельствуют о выполнении государством в полном объеме всех социальных обязательств перед гражданами.
5.2. Основные направления новой социальной политики
В Послании  Главой государства инициирована разработка  новой социальной политики. По мнению Президента, роль государства в социальной сфере должна быть ограничена поддержкой только социально-уязвимых граждан и инвестициями в человеческий капитал.
Международная практика показывает, что большинство развитых стран перешло к активным мерам социальной политики. В частности, действия государств направлены не на создание посредством пособий и компенсаций «тепличных условий», а на предоставление помощи, поощряющей активность и поиск работы (особенно у молодежи).
Поэтому Главой государства поставлена задача по совершенствованию механизмов социальной защиты в сторону усиления ее адресности.
Новая социальная политика будет включать в себя следующие направления.
Модернизация адресной социальной помощи
Проблемой действующей модели адресной социальной помощи является низкая мотивация к занятости получателей помощи – малообеспеченных граждан, т.к. кроме подтверждения низкого дохода они, по сути, не имеют других обязательств перед государством. Такая ситуация порождает социальное иждивенчество и не решает в корне проблем граждан с низкими доходами.
Начиная с 1 января 2018 года  будет внедрена адресная социальная помощь нового формата (далее – АСП).
Суть ее заключается в том, что адресная поддержка будет оказываться  исключительно нуждающимся гражданам (на основе оценки их реальных доходов, условий жизни), которые по объективным причинам не могут трудоустроиться. К примеру, одинокая мать с детьми дошкольного возраста.
С теми, кто может работать, будут заключаться социальные контракты. Подписывая их, гражданин обязуется найти работу. В этом вопросе им будут помогать центры занятости. Участие в программах занятости дает возможность получить повышенный размер социальной помощи.
В случае отказа трудоспособных граждан от участия – АСП будет назначена только на детей.
Реализация новой модели АСП начата в 2014 году в пилотном режиме в ряде регионов.
Первые результаты пилотного проекта уже имеются. По итогам                  2015 года социальный контракт заключили 3,2 тыс.семей. Это порядка                      15,9 тыс.человек
В активные формы содействия занятости были вовлечены около 4 тыс. человек. Так, порядка 1 тыс.человек стали участниками Дорожной карты занятости-2020, на постоянные рабочие места трудоустроены 2 тыс.человек, свыше 800 человек направлены на общественные работы и социальные рабочие места, более 130 человек прошли переподготовку (повышение квалификации).
Основным результатом реализации проекта в пилотных регионах явилось увеличение среднедушевых доходов участников более чем в 2,1 раза по сравнению с периодом до участия в проекте.
В этом году планируется также в пилотном режиме расширить данный опыт во всех регионах страны.
 
Пересмотр методики прожиточного минимума
Прожиточный минимум (далее – ПМ) является одним из базовых инструментов реализации социальной политики. Он используется для расчета порога бедности, а также для установления минимальной оплаты труда, базовой пенсии и иных социальных выплат.
ПМ – это минимальный денежный доход на одного человека, равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины. На сегодня величина ПМ составляет 22 859 тенге.
В свою очередь, потребительская корзина состоит из продовольственной корзины (60%) и непродовольственных товаров/услуг  (40 %).
В состав продовольственной корзины входит 43 наименования продуктов, что соответствует нормам, рекомендуемым Всемирной Организацией Здравоохранения.
Вместе с тем, в последние годы наблюдается изменение потребительских расходов казахстанцев в части их роста на непродовольственные товары и услуги, а действующая методика расчета ПМ не пересматривалась с 2005 года.
В результате, действующая на сегодня структура ПМ перестала соответствовать реальной ситуации.
В этой связи по поручению Главы государства планируется изменение с 1 января 2018 года методики расчета ПМ. При этом, Глава государства акцентировал внимание на необходимость учета особых потребностей отдельных категорий граждан (инвалидов, многодетных матерей, пожилых людей).
В настоящее время проводится соответствующее научное исследование с привлечением экспертов Казахской академии питания в части:
а) пересмотра состава продовольственной корзины и минимальных норм потребления продуктов питания для различных  половозрастных групп;
б) изменения соотношения долей продовольственных и непродовольственных товаров в структуре ПМ.
По итогам завершения исследования планируется  выработать конкретные предложения при широком участии общественности.
 
Модернизация системы социального обеспечения
Система социального обеспечения в нашей стране совершенствуется поступательно.
Так, на первом этапе (2012-2013 гг.) проведена оптимизация дублирующих видов помощи на местном уровне, в результате которой из               65 выплат сохранены только 2, а также вместо 54 дублирующих категорий и групп уязвимых граждан была определена структура из 11 категорий.
Эти меры направлены на предупреждение иждивенчества, усиление адресности социальной поддержки, упорядочение видов и размеров социальной помощи, установление единого порядка назначения выплат на местном уровне, упрощение и прозрачность назначения и осуществления социальных выплат.
На  втором этапе (с 1 января 2016 года)  оптимизируются  социальные выплаты для граждан, находящихся на полном государственном обеспечении (проживающие в медико-социальных учреждениях).
Выплата назначенных им солидарных пенсий или государственных социальных пособий по инвалидности/потери кормильца будет трансформирована:
часть выплаты, но не менее размера минимальной пенсии для пенсионеров или не менее прожиточного минимума для инвалидов, будет зачисляться на личные нужды самим получателям;
оставшаяся часть выплат будет направлена на их же содержание в домах-интернатах для пожилых и инвалидов.
На третьем этапе  (с 1 января 2018 года) в новый формат  АСП трансформируются государственные детские пособия детям до 18 лет, специальные государственные пособия многодетным семьям, имеющим четырех и более несовершеннолетних детей. Это позволит упростить порядок назначения и оптимизировать процесс администрирования выплат.
С этой же целью будут объединены выплачиваемые инвалидам государственные социальные и специальные государственные пособия (без ущемления  прав инвалидов, т.к. размеры получаемых выплат не уменьшатся).
С 1 июля 2018 года в результате введения нового порядка назначения базовой пенсионной выплаты (в зависимости от стажа участия) будет оптимизировано государственное социальное пособие по возрасту.
Актуализация Дорожной карты занятости - 2020
Главой государства  в рамках Послания большое внимание было уделено вопросу  воплощения в жизнь идеи Общества Всеобщего Труда.  По мнению Президента, новые экономические условия диктуют необходимость усиления мер содействия занятости населения.
Реализация Дорожной карты занятости-2020, начиная с 2011 года, способствовала снижению уровня безработицы в стране с 5,8% до 5%.  С начала реализации Программы в ней приняли участие порядка                                   600 тыс.человек.  Около 17,1 тысяч человек было переселено в населенные пункты с высоким экономическим потенциалом. 78% из состава трудоспособных переселившихся лиц были трудоустроены по новому месту жительства.
По поручению Главы государства 8 декабря 2015 года Правительством одобрены поправки в Дорожную карту занятости-2020, где акцент перенесен на сохранение и создание рабочих мест, расширение занятости в сфере услуг.
Обновленная Дорожная карта занятости-2020 включает в себя следующие меры.
Первое. По сохранению рабочих мест квалифицированных работников
В крупных промышленных предприятиях в условиях снижении объема производства или цен на продукцию в связи с мировой конъюнктурой цен будет предусмотрено временное субсидирование в размере двух третей потерянной из-за сокращения рабочего времени зарплаты квалифицированного работника.
Второе. По повышению качества трудовых ресурсов
Будут предоставляться гранты работодателям  на обучение    работников промышленных предприятий (переподготовка/повышение квалификации) при сохранении за ними рабочих мест, где 80% расходов на обучение будет осуществляться государством, а 20% самим работодателем.
Кроме того, предусмотрена организация  профобучения работающей молодежи в возрасте   от 18 до 24 лет без оплаты труда с условиями сохранения за ними рабочего места работодателем.
Третье. По  стимулированию создания новых рабочих мест
         Это подразумевает  расширение микрокредитования, в том числе на организацию мелкотоварных производств (малых откормочных площадок, малых молочных предприятий, малых птицеферм). При этом предлагается увеличение размера выдаваемого микрокредита до 6 млн. тенге.
Также предлагается расширить добровольное переселение граждан из трудоизбыточных регионов в регионы, где есть работа. Наряду с оказанием поддержки в виде трудоустройства, обеспечения арендным жильем, общежитием и компенсации расходов на переезд им будет предусмотрено предоставление микрокредитов до 5 млн. тенге на условиях Дорожной карты занятости. Эти меры господдержки будут оказываться только лицам, прибывшим в регионы, определенные Правительством, и включенным в региональную квоту переселения.
Четвертое. По  расширению  занятости в  сфере услуг
Для этого планируется  организация  краткосрочных  курсов для подготовки кадров и  обучения работников гостиничных комплексов, общественного питания, такси и других сфер по обслуживанию населения (в рамках подготовки к ЭКСПО-2017).
При этом обучение будет проводиться приглашенными высококвалифицированными отечественными и иностранными тренерами для обеспечения качества, соответствующего международным стандартам.
Будут реализованы  специальные  целевые  программы обучения,  профессиональной подготовки и последующей занятости для лиц, потерявших работу в возрасте от 55 до 64 лет.
Развитие технического и профессионального образования
На сегодня в стране насчитывается 807 учебных заведений технического и профессионального образования (далееТиПО), в которых проходят обучение  499,5 тыс. человек.
В целях обеспечения доступности ТиПО в рамках ранних поручений Главы государства по внедрению гарантированной первой рабочей профессии внесены дополнения в Закон «Об образовании»  в части получения гражданами гарантированного бесплатного ТиПО с присвоением выпускникам уровня рабочей квалификации.
Также законодательно закреплено понятие «дуальное обучение» и компетенция сторон, заинтересованных в его реализации. В настоящее время дуальное обучение внедряется в 348 колледжах с участием 1715 предприятий по 10 наиболее приоритетным отраслям. Основными партнерами стали Усть-Каменогорский арматурный завод, Конденсаторный завод, «Арселор Митталл Темиртау», Корпорация «Казахмыс», Павлодарский машиностроительный завод и др.
Определены 10 базовых  колледжей по подготовке кадров для проектов Государственной программы индустриально-инновационного развития на основе приоритетных отраслей экономики, формирующих спрос на трудовые ресурсы в регионах.
В Послании Главой государства 2017 год объявлен стартом нового проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех».
На первом этапе предлагается обеспечить бесплатным ТиПО:
1) обучающихся в колледжах по рабочим специальностям; 
В настоящее время их количество составляет 97 тыс. человек, из которых                4 тысячи обучаются  на платной основе.
2) около 90 тыс. человек без рабочей квалификации, которыми ежегодно пополняется рынок труда;
В эту категорию входят выпускники школ (в среднем  более 20 тыс. чел выпускников школ,  60 тыс. чел., отчисленных из колледжей и 41 тыс. из вузов (по причинам финансовых затруднений, неуспеваемости и др.).
         3)      более 300 тысяч молодежи без квалификации из числа самозанятого населения.
В настоящее время данные предложения прорабатываются Министерством образования и науки с привлечением госорганов, представителей работодателей.
         Кроме того,  будет проведена работа по обновлению Перечня специальностей ТиПО, в том числе рабочих, по которым граждане будут получать бесплатное образование.
         Рассматривается также вопрос получения рабочей квалификации учащимися старших классов школ на базе действующих учебно-производственных комбинатов и колледжей.
         Эти меры планируется провести параллельно с профориентационной и информационно-разъяснительной работой среди выпускников школ и незанятой молодежи, что позволит мобилизовать их на получение ТиПО.
         Участие в проекте  позволит молодым казахстанцам получить базовые трудовые навыки, которые пригодятся им на протяжении всей жизни.
6.   Обеспечение безопасности и правопорядка
           Современный этап развития Казахстана, происходящие в стране социальные и экономические процессы, ставят перед органами внутренних дел новые задачи, одним из которых является необходимость дальнейшего совершенствования правоохранительной деятельности казахстанской полиции.
           Прежде всего, предпринимается все возможное, чтобы система МВД стала высокопрофессиональной и открытой для общества.
6.1.         Создание современной казахстанской полиции
МВД является самым крупным, многочисленным и многофункциональным правоохранительным органом. Соответственно на органы внутренних дел возлагается широкий спектр задач:
-  это профилактика правонарушений,
-  охрана общественного порядка,
-  борьба с преступностью,
-  исполнение уголовных наказаний и административных взысканий.
           Сейчас компетенцией министерства охватывается:
-   функция борьбы с незаконной миграцией, документирование и регистрация населения, учет и регистрация иностранцев и беженцев. Этим занимается Департамент миграционной полиции;
-    противодействие наркомании и наркобизнесу возложены на Департамент по борьбе с наркобизнесом, который имеет в регионах низовые подразделения.
              В рамках реализации Концепции правовой политики
МВД освободилось от некоторых несвойственных нам функций:
-    медицинские вытрезвители переданы в ведение органов здравоохранения;
-    центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних – в систему образования;
              В сфере охранной деятельности остаются за МВД охрана особо важных государственных и стратегических объектов.
             Все остальное передали в конкурентную среду, также как и обязательный технический осмотр транспортных средств.
            Подверглись реформированию дорожная и патрульная полиции. По всей вертикали их подразделения объединены в единую службу, которая теперь решает двуединую задачу: как охрану общественного порядка, так и обеспечение дорожной безопасности.
           Кроме того, в состав МВД входит система исполнения уголовных наказаний,  которую возглавляет Комитет уголовно-исполнительной системы.
           В августе прошлого года в Казахстане существенно реорганизована и оптимизирована вся система государственного управления в стране. Упразднены 10 министерств и 8 агентств. В ходе этой реформы было упразднено МЧС. В ведение МВД передана также система органов гражданской защиты, которую возглавляет Комитет по чрезвычайным ситуациям МВД.
6.2.    Новая модель уголовного судопроизводства
Сегодня полиция, как и все правоохранительные, судебные органы работают в условиях новой модели уголовного судопроизводства.
           Уже действуют новые Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы, а также новые нормы Кодекса об административных правонарушениях.
  Новый Уголовный кодекс направлен на гуманизацию законодательства, расширение видов наказания не связанных с лишением свободы, что в итоге позволит сократить тюремное население страны.
           Впервые в Уголовный кодекс введены 125 составов, так называемых уголовных проступков, находящихся на «стыке» административного правонарушения и преступления. Расследование по ним осуществляется в протокольной форме. За их совершение предусматривается ответственность в виде штрафов, исправительных работ. С января 2017 года вводится дополнительный вид наказания - «арест» на достаточно длительный срок с отбыванием в специальных учреждениях – арестных домах, которые будут созданы в структуре уголовно-исполнительной системы
Упразднена стадия доследственной проверки. Теперь все сигналы о правонарушениях регистрируются как преступления в Едином реестре досудебных расследований по которым сразу же проводится расследование. При этом оперативность их рассмотрения заметно повысилась до одних суток.
           В уголовном судопроизводстве появились новые процессуальные фигуры, такие как процессуальный прокурор, следственный судья.
           Развивается ускоренная форма досудебного расследования по очевидным преступлениям (15 дней). Сегодня в таком порядке в суд направляется треть всех уголовных дел.
В целом новое уголовное и уголовно-процессуальное законодательство позволило решить основную задачу, упростить и самое главное, ускорить процессы в уголовном судопроизводстве, и исключить волокиту при расследовании.
6.3 Открытость полиции
           В деятельности ОВД предусмотрены ряд радикальных изменений по осуществлению открытости и подотчетности перед населением.
           Полицейские несут нелегкую службу, выполняют широкий спектр задач, безусловно, при этом огромном объеме работы не обходится без недостатков.
           В системе органов внутренних дел функционируют служба собственной безопасности и инспекция по личному составу, которыми пресекаются факты нарушении законности со стороны сотрудников полиции.
            Создан республиканский «Единый телефон доверия МВД» (номер «1402») Он функционирует в круглосуточном режиме и граждане могут в любое время обращаться с жалобами на действия сотрудников полиции.
            Повышена ответственность руководителей за проступки и преступления подчиненных.
           Функционируют Дисциплинарные комиссии и офицерские, полицейские собрания, где рассматриваются факты нарушения дисциплины наших сотрудников.
           По всем обращениям, критическим публикациям проводятся проверки, а меры реагирования на них направляются в средства массовой информации.
          Для обеспечения прозрачности деятельности органов внутренних дел также активно используются интернет-ресурсы.  
           На официальных сайтах МВД и региональных департаментов размещается вся информация о деятельности ОВД на трех языках.
           Ежедневно, пользователи размещают на наших ведомственных сайтах, программных приложениях десятки фото-видеоснимков правонарушений, в основном несоблюдений правил дорожного движения, благоустройства, а также доказательства совершаемых преступлений.         По каждому такому сигналу принимаются меры реагирования, нарушители привлекаются к ответственности. Результаты этой работы доводятся до общественности. Тем самым мы устанавливаем партнерские отношения, «обратную связь» с населением. 
-          работает «Блог министра», на котором сервис в режиме «Вопрос-ответ» стал реальным механизмом оперативного реагирования министерства на обращения граждан и разъяснения правовых вопросов. Аналогичная работы проводится начальниками ДВД и в регионах.
6.4 Создание высокопрофессионального кадрового состава ОВД
           Для реализации этой задачи включены нормы в новый Закон «О государственной службе» и поправки в Закон «О правоохранительной службе».
         Трехэтапный отбор включает в себя в первую очередь тестирование кандидатов на знание законодательства в уполномоченном органе по делам государственной службы. Там же будет оцениваться личные качества кандидатов. Иными словами, будет проверяться способность работать в той или иной должности, этичность, нетерпимость к коррупции и другое.
По результатам тестирования им будет выдаваться сертификат, который будет являться обязательным условием для участия в конкурсах.
Вторым этапом является прием заявлений, медицинское обследование, спецпроверки по всем учетам, собеседование, первоначальное обучение и стажировка правоохранительным органом.
Только в случае успешного прохождения этих стадией, в рамках третьего этапа кандидат будет назначаться на должность.
 
6.5 Создание местной полицейской службы
           В настоящее время в системе органов внутренних дел создана местная полицейская служба, которая отчитывается местным исполнительным органам и местному сообществу, а критерием оценки ее деятельности является мнение населения.
           Основными направлениями деятельности местной полицейской службы является охрана общественного порядка и профилактика правонарушений
С учетом этих функций в состав местной полицейской службы вошли подразделения участковых инспекторов, дорожно-патрульной, ювенальной, природоохранной полиции, по защите женщин от насилия, приемники-распределители и специальные приемники.
           С созданием местной полицейской службы на нее и акимов возлагается две важные задачи.
Первая задача - обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности. Эта обязанность четко определена и возложена на акимов регионов Законом «О местном государственном управлении и самоуправлении».
Вторая задача –создание государственной системы профилактики правонарушений. Главную роль, в которой играют участковые инспектора полиции, подразделения по делам несовершеннолетних.
В Законе «О профилактике правонарушений», задача возлагается также на местные исполнительные органы, которые обязаны не только организовывать эту деятельность, но и обеспечить ее финансирование.
6.6 Введение  принципов государственного частного партнерства в УИС
Модернизации пенитенциарной инфраструктуры в первую очередь подразумевает построение нового типа уголовно-исправительных учреждений, отвечающих международным стандартам. Так, в настоящее время решаются вопросы строительства новых специализированных исправительных учреждений с покамерным содержанием осужденных, для чего необходимо построить 25 исправительных учреждений, что потребует серьезных финансовых вложений.
Строительство одного такого специализированного исправительного учреждения на 1500 мест, оценивается в 18 млрд. тенге.
Учитывая огромную затратность указанных мероприятий для государственного бюджета, решение этой задачи видится в привлечении частных инвестиции, как это уже реализовано в развитых государствах.
При этом выгоды государства очевидны, это :
- распределение бюджетной нагрузки во времени (на 30 лет);
- приведение условий содержания осужденных в соответствие с  
международными стандартами;
- увеличение количества трудоустроенных осужденных;
- формирование дохода осужденного;
- модернизацию производственного оборудования;
- внедрение новой сферы для использования частного капитала и появления новых видов бизнеса.
Частный же сектор получит гарантированный проект без финансового риска, сможет наладить производство конкурентной продукции на базе новых исправительных учреждений, может получить государственный заказ на производимую продукцию.
В настоящее время предприятия УИС производят продукцию различных отраслей промышленности, сельскохозяйственное производство. Всего освоено 11 новых производств и 52 вида изделия.
Все намеченные меры по дальнейшему реформированию ОВД позволят создать высокоэффективную и открытую для населения полицию, способную надежно защищать интересы граждан, общества и государства от любых противоправных посягательств.