Организация государственного пожарного контроля

Комитет по чрезвычайным ситуациям МВД Республики Казахстан, информирует по основным новеллам новой редакции Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК (далее - Кодекс).
Кодекс разработан во исполнение Послания Главы государства народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства».
Кодекс состоит из 52 глав, включающих 920 статей. В нем 4 новые главы, 62 новых статей.
Кодекс нацелен на реформирование административного законодательства путем:
- гуманизации, заключающаяся в расширении применения предупреждения как вида административного взыскания, а также уменьшение размеров санкций в два раза для субъектов малого предпринимательства и уменьшения некоторых составах штрафов для физических лиц;
- снижение нагрузки на суды, что обеспечено за счет пересмотра подведомственности;
- модернизация процедуры привлечения к административной ответственности.
Он сохранил действующую структуру с делением на Общую, Особенную и Процедурную части. При этом каждая часть претерпела существенное изменения.
Основные изменения в Общей части
1. Пересмотрен круг лиц, которые несут ответственность как должностные лица (статья 30). Это обусловлено, прежде всего:
- необходимостью исключения условий для проявления коррупции при определении субъекта административной ответственности;
- и устранения проблемы одновременного привлечения должностных и юридических лиц к ответственности за одно и то же правонарушение.
Кроме того, статьей 30 Кодекса дано новое понятие должностного лица.
2. Исключены нормы (статьи 67, 68, 71), регламентирующие порядок освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения, в связи с деятельным раскаянием, изменением обстановки и болезнью.
Основные изменения в Особенной части
1. Для исключения коррупциогенного фактора предусмотрен абсолютно определенный размер штрафа.
В действующем Кодексе наблюдается тенденция увеличения количества «фиксированных» размеров штрафов. Так, в настоящее время в Кодексе из 1383 составов - 716 предусматривают абсолютно определенный размер штрафа (это больше 50 %).
Таким образом, усматривается тенденция законодателя отказаться от относительно - определенных санкций (вилок).
Вышеуказанные поправки коснулись всех статей рассмотрение, которых входит в компетенцию органов государственной противопожарной службы.
2. В целях реализации поручения Главы государства о необходимости добиваться неукоснительного исполнения законов, недопущения их использования для давления на бизнес, предусмотрена дифференцированная ответственность субъектов малого и среднего предпринимательства.
К примеру, у субъектов среднего предпринимательства стоимость активов более чем в пять раз больше, чем у субъектов малого предпринимательства, а штрафные санкции были одинаковые.
3. Также с введением Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» от 29 декабря 2014 года № 272-V в статью 686 Кодекса «Уполномоченный орган в сфере гражданской защиты» по государственным инспекторам внесены изменения в части увеличения компетенции наложения денежных штрафов. Тем самым решена проблема в правоприменительной практике органами государственной противопожарной службы при наложении административных взысканий.
Так, государственный инспектор области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, района в городе по государственному контролю в области пожарной безопасности в соответствии с настоящим Кодексом вправе самостоятельно вынести решение по делу об административных правонарушениях в пределах своей компетенции.
Основные изменения в Процедурной части
1. Введена дифференцированная процедура привлечения лиц к административной ответственности (сокращенный и общий порядок) (Глава 42).
Сокращенное производство по делу об административном правонарушении осуществляется в случаях, когда оплата штрафа производится по квитанции установленного образца (приказ Министра финансов Республики Казахстан от 22 августа 2014 года № 373), которую лицо получает вместе с протоколом об административном правонарушении (лицо согласно с фактом совершенного правонарушения, признает свою вину и готово добровольно уплатить штраф и не имеет претензий).
При этом для сокращенного порядка предусмотрен стимулирующий механизм в виде возможности в семидневный срок с момента вручения лицу протокола оплатить 50 % от общей суммы штрафа.
В случае, когда лицо не согласно с фактом совершенного правонарушения, дело рассматривается в общем порядке.
2. Одним из важных новшеств Кодекса является введение механизма, позволяющего судье, органу (должностному лицу) при установлении обстоятельств, смягчающих ответственность, сократить сумму административного штрафа, налагаемого на лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, но не более чем на 30 % от общей суммы штрафа (статья 819).
Смягчающие обстоятельства приведены в статье 56 Кодекса.
***
Организацию и осуществление государственного контроля в области пожарной безопасности в Республике Казахстан
Развитие малого и среднего бизнеса – основа экономики любой страны. Всесторонняя поддержка предпринимательства была и остается приоритетным направлением государственной политики, что делает его объектом повышенного государственного интереса.
На протяжении последних пяти лет в республике проведена большая работа по снижению государственного вмешательства в деятельность субъектов частного предпринимательства, путем сокращения разрешительных процедур и снижения количества проверок.
Одной из последних мер стало подписание Нурсултаном Назарбаевым в феврале 2014 года Указа «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан», в соответствии с которым со 2 апреля по 31 декабря 2014 года был объявлен мораторий на проведение проверок субъектов малого и среднего бизнеса. Этим же Указом Нурсултаном Назарбаевым поручено пересмотреть положения национального законодательства в области контроля и надзора, при этом предусмотреть переход на организацию проверок на основе оценки рисков.
Так, с 2015 года внедрена новая методология контрольной и надзорной деятельности, направленная на уход от принципа «тотального» контроля, включающая в себя новые формы и методы контроля и надзора.
На территории Республики Казахстан отношения в области организации проведения контроля и надзора за проверяемыми субъектами независимо от правового статуса, форм собственности и видов деятельности, регламентированы одним документом, это Предпринимательский кодекс Республики Казахстан.
С новыми подходами осуществления контроля упразднено понятие плановой проверки и введен особый порядок проведения проверок для наиболее опасных сфер контроля, в том числе в области пожарной безопасности и только в отношении объектов высокой степени риска.
К объектам высокой степени риска отнесены такие объекты, как крупные пожароопасные и промышленные предприятия, объекты жизнеобеспечения, с массовым пребыванием людей, социальной сферы, образования, здравоохранения, крупные объекты хранения (склады) имеющие повышенные риски возникновения пожара и тяжелые последствия от них на людей и материальные ценности.
Периодичность проведения проверок, проводимых по особому порядку в отношении проверяемых субъектов составляет не чаще одного раза в календарный год.
Пересмотрена система оценки рисков в области пожарной безопасности. Критерии оценки степени риска для особого порядка проведения проверок формируются посредством объективных и субъективных критериев:
- объективные критерии – это группировка и распределение объектов только на высокую и незначительную степень риска.
- субъективные критерии – это механизм освобождения от особого порядка проведения проверок, применяемый в целях реализации принципа поощрения добросовестных проверяемых субъектов.
Субъективные критерии разрабатываться на основании требований пожарной безопасности, которые в соответствии с критериями оценки степени рисков распределены на грубые, значительные и незначительные.
Согласно законодательства Республики Казахстан в области контроля и надзора к деятельности проверяемого объекта можно предъявить только те требования, которые перечислены в проверочных листах. В проверочных листах в области пожарной безопасности сконцентрированы требования, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства. Всего проверочные листы содержат 897 требований пожарной безопасности, которые распределены по группам следующим образом: к грубой степени - 369 требований или 41%, к значительной степени – 429 требований (48%), к незначительной степени – 99 требований (11%).
К примеру, к грубой степени отнесены требования пожарной безопасности направленные на исключение условий возникновения пожара, его распространения, воздействия на людей опасных факторов пожара, а также требования регламентирующие вопросы деятельности негосударственной противопожарной службы, безопасной эксплуатации электрических сетей и электрооборудования, наличия и состояния путей эвакуации.
Значительные нарушения - требования пожарной безопасности направленные на профилактику и предупреждение возникновения пожара и создания условий для его успешного тушения.
Незначительные нарушения - требования пожарной безопасности, регламентирующие организационные вопросы обеспечения пожарной безопасности.
В зависимости от группы нарушений производиться расчет показателя степени риска посредством определения удельного веса не выполненных требований пожарной безопасности.
Одно невыполненное требование пожарной безопасности грубой степени приравнивается к показателю 100.
В случае если грубых нарушений требований пожарной безопасности не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.
Показатель значительных нарушений требований пожарной безопасности рассчитывается путем сопоставления общего количества отнесенных к значительным требованиям пожарной безопасности, предъявленных к проверке проверяемому субъекту к количеству выявленных значительных нарушений и применения коэффициента 0,7.
Аналогичный расчет производится по показателю незначительных нарушений требований пожарной безопасности, но при этом применяется коэффициент 0,3.
В последующем путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений определяется общий показатель степени риска по шкале от 0 до 100, по которой проверяемый субъект высокой степени риска:
1) освобождается от следующей проверки - при показателе степени риска от 0 до 60;
2) не освобождается от проверки - при показателе степени риска от 60 до 100.
Подконтрольные объекты отнесенные к незначительной степени риска проверяются только во внеплановом порядке. Основания проведения внеплановых проверок четко регламентированы национальным законодательством в области контроля и надзора.
К примеру, обращения физических и юридических лиц являются основанием для проведения внеплановой проверки только при наличии в них конкретных фактов о возникновении угрозы причинения, либо причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства.
Планирование проверок определенных категорий объектов высокой степени риска осуществляется с учетом сезонных климатических условий (повышения пожарной опасности), к примеру объекты теплоэнергообеспечения проверяются до начала отопительного сезона, лесохозяйственные учреждения и места летнего отдыха детей до начала пожароопасного периода и т.п.
С 1 января 2015 года введен аудит в области пожарной безопасности, как альтернатива государственного контроля в области пожарной безопасности.
Под альтернативой принимается добровольное решение субъекта контроля быть проверенным экспертной организацией без участия государства, поскольку аудит в области пожарной безопасности является одной из форм оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности.
Кроме того, такая форма проверки несет в себе инструмент поощрения добросовестных предпринимателей, так согласно Закону Республики Казахстан «О гражданской защите» при получении субъектом контроля высокой степени риска положительного заключения экспертной организации данный объект освобождается от проверок на 3 года, за исключением внеплановых проверок.