АВИАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ — наиболее современное средство передвижения, и его безопасность обеспечивается в наивысшей степени. Однако и гражданская авиация, к сожалению, не застрахована полностью от аварийных ситуаций.
      Одной из наиболее опасных ЧС считается разгерметизация самолета на маршруте перелета, так как в разряженной атмосфере человек может потерять сознание в считанные секунды. Поэтому необходимо не­медленно надеть кислородную маску, находящуюся обычно в спинке сидения перед пассажиром (перед вылетом проверьте, там ли она). Следует иметь в виду, что если с вами ребенок, маску надо вначале надеть на себя, а затем — на малыша, в противном случае погибнуть могут оба.
      Серьезно надо отнестись и к возможным торможениям авиалайнера при взлете или посадке. Пассажиры при этом могут быть выброшены из кресел и получить травмы. Чтобы избежать подобного, перед взлетом и посадкой каждый пассажир обязан надеть на себя ремень безопасности. Причем, усаживаясь в свое кресло, сразу проверьте, действует ли он, исправен ли его замок, подгоните ремень по длине. Уложите взятый с собой в самолет багаж на полку над креслом так, чтобы она не причинила в случае падения травм; но тяже­лые предметы наверх не помещайте (это же касается фото- и киноаппаратуры). Полезно под рукой на коленях иметь сумку небольшого размера с мягкими вещами.
      И еще раз напоминаем: застегивайте ремень безопасности всегда! Не обращайте внимания на возмож­ную иронию окружающих на ваши правильные действия.
      В случае резкого торможения или удара примите безопасное положение: колени и локти упираются в спинку переднего сиденья, на коленях между спинкой и грудью—сумка с мягкими вещами, голова наклоне­на вперед и прикрыта руками, спина согнута.
     Другие крайние экстремальные ситуации на авиатранспорте (пожар на борту, приземление без выпущен­ного шасси) бывают крайне редко, в подобных случаях главное—проявить самообладание и выполнить все дополнительные указания бортпроводницы и экипажа самолета.
      Перед воздушным путешествием надо особенно внимательно отнестись к правилам перевозки багажа. Так, не случайно строжайше запрещен провоз горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, спиртных на­питков в негерметичной таре. Дело в том, что на высоте 10 тыс. м давление в салоне понижается, усилива­ется испаряемость летучих жидкостей. Небольшая искра — и вероятность взрыва в самолете превращается в реальность.
      Беспрекословно выполняйте требования экипажа и бортпроводников — например, пересаживайтесь на указанные вам места, это в интересах вашей безопасности!
А при возможности выбора помните, что более безопасные кресла—ближе к задней части самолета, но не в самом хвосте.
      В республике насчитывается 21 аэропорт, из них международные рейсы выполняют Астанинский, Алматинский, Актюбинский, Атырауский, Карагандинский, Кустанайский,  Павлодарский, Усть-Каменагорский аэропорты.
      В 2010 году зафиксировано 11 сообщений об авариях и инцидентах на авиационном транспорте, пострадали 13 человек, из них 10 человек погибли. За аналогичный период 2009 года поступило 12 сообщений, пострадали 18 человек, из них 10 человек погибли.
      Риск чрезвычайных ситуаций в авиационном транспорте представляет собой величину: количество случаев, приходящихся на площадь территории, т.е. количество случаев по республике (ед.) отнесенное к площади республики (тыс. км2).
R= 0,011*103/2,725*106

Классификация рисков ЧС в авиационном транспорте

Риск ЧС (кол./тыс. км2 * 10-4) Категория Обобщенная оценка риска
0 1 Слабый
1-50 2 Незначительный
50-100 3 Умеренный
100-150 4 Значительный
>150 5 Сильный

     Опасность ЧС в авиационном транспорте, по сути, представляет собой индивидуальную опасность фатального исхода в результате авиакатастроф и инцидентов и рассчитывается как отношение количества погибших к численности населения: количество летальных исходов по республике (чел.) отнесенное к численности населения республики (чел.), т.е. безразмерная величина.

R= 0,010*103/16,4*106

Классификация опасности ЧС в авиационном транспорте

Опасность ЧС * 10-7 Категория Обобщенная оценка опасности
0 1 Слабая
1-5 2 Незначительная
5-10 3 Умеренная
10-15 4 Значительная
>15 5 Сильная

Риск возникновения ЧС на авиатранспорте в республики остается слабым.