Лесной пожар – неуправляемое горение, распространяющееся по лесной площади. Лесные пожары характеризуются по объекту горения и характеру их распространения.
      Степной пожар – естественно возникающие или искусственно вызываемые палы в степях.
      На всей территории Казахстана регистрируются лесные, степные и лесостепные пожары. Они уничтожают животный мир, деревья, кустарники, травяную растительность, заготовленную в лесу и степи продукцию, строения и сооружения. Ослабленные пожарами насаждения ста­новятся очагами вредных заболеваний, что приводит к гибели не только пораженных огнем участков, но и соседних с ними посадок. В результате пожаров снижаются защитные, водоохранные и другие полезные свойства леса и степи, уничтожаются продовольственные
      Лесные пожары принято подразделять на низовые, верховые и подземные. В свою очередь, низовые и верховые пожары могут быть устойчивыми и беглыми.
      Устойчивый низовой пожар распространяется по нижнему ярусу леса (горит напочвенный покров, подлесок, валежник) с малой скоростью (до 0,5 м/мин.), охватывая нижние части стволов деревьев и выступающие на поверхность корни.
      Беглый низовой пожар сгорает живой и мертвый надпочвенный покров, валежник, самосев леса, хвойный подросток и подлесок, но за счет более благоприятных условий (сухой лес, ветреная погода) такой пожар распространяется со скоростью более 0,5-1 м/мин. и высотой пламени, обходя места с повышенной влажность.
      Для низовых пожаров характерно вытянутая форма фронта пожара с вытянутой кромкой.  Цвет дыма – светло-серый, скорость распространения низовых пожаров против ветра в 6-10 раз меньше, чем по ветру. В ночное время суток скорость распространения пожара меньше, чем днем.
      При изменении направления ветра усложняется определение формы пожара – его основных элементов фронта, тыла, флангов. В таких случаях, особенно когда пожар принял большие размеры, возможно окружение людей огнем в лесу.  Ориентироваться в обстановке при крупных пожарах можно только с помощью авиационной разведки.
      Верховой устойчивый пожар является следующей стадией низового, пламя низового пожара поджигает кроны деревьев, при этом сгорает хвоя, листья, мелкие и более крупные ветви. Переход низового пожара на полог древостоя происходит при сильном ветре, а так же в хвойном древостое (особенно на горных склонах, при распространении огня вверх). Древостой после верхового пожара, как правило, полностью погибает, остаются только обугленные остатки стволов. При верховом устойчивом пожаре огонь распространяется по кронам деревьев только по мере продвижения кромки низового пожара.
      При верховом беглом пожаре, который возникает только при сильном ветре, огонь распространяется по кронам деревьев «скачками», опережая фронт низового пожара. Ветер также разносит горящие ветви, другие мелкие горящие объекты и искры, которые создают новые очаги низовых пожаров на сотни метров впереди основного очага. В ряде случаев огонь «перебрасывается» указанным способом через дороги, минерализованные полосы, противопожарные разрывы и другие рубежи, созданные для локализации пожара.
      Во время «скачка огня» пожар распространяется по кронам деревьев со скоростью 15-25 км/ч, однако средняя скорость распространения беглого верхового пожара всегда меньше, так как после «скачка» происходит задержка распространения фронта пожара до тех пор, пока низовой огонь не пройдет участок с уже сгоревшими кронами. Это происходит потому, что «скачок огня» вызывается подогревом полога леса теплотой низового огня. Тепловой поток, поднимается по направлению ветра наклонно, подогревает кроны деревьев впереди фронта огня на значительном расстоянии. При воспламенении хотя бы одной из крон деревьев почти мгновенно воспламеняются и другие, и огонь «скачет» по подогретым кронам, но затем вне сферы действия подогрева затухает. На следующем участке, когда низовой огонь подойдет к фронту, процесс подогрева полога повторяется и опять происходит «скачок огня».
      Верховые пожары, выделяют большое количество теплоты, вызывают восходящие потоки продуктов горения и нагретого воздуха и образуют конвективные потоки (колонки) диаметром в несколько сотен метров. Их поступательное движение совпадает с направлением продвижения фронта пожара. Пламя в середине конвективного потока может подниматься на высоту до 100 метров. Конвективная колонка увеличивает приток воздуха в зону пожара и порождает ветер, который усиливает горение.
      Форма площади при беглом верховом пожаре вытянутая по направлению ветра. Дым верхового пожара темный.
Параметры пожара Значение показателя силы пожара
слабый средний сильный
Низовой пожар
Скорость распространения м/мин до 1 1-3 более 3
Высота пламени до 0,5 0,5-1,5 более 1,5
Верховой пожар
Скорость распространения м/мин до 3 3-100 более 100
Подземный пожар
Глубина прогорания, см до 25 25-30 более 50

     Лесные пожары вызываются различными причинами. До 90 % пожаров возникает из-за нарушения населением мер пожарной безопасности при обращении с огнем в местах труда и отдыха, а также в результате использования неисправной техники. Природные пожары возникают от молний во время грозы. Особенно часто пожары возникают при неблагоприятных метеорологических условиях, которые в области не редкость (высокая температура воздуха, длительное отсутствие дождей). Пожары часто являются следствием недостаточно надежной службы наблюдения за состоянием природных объектов и несвоевременного оповещения соответствующих органов о появлении отдельных очагов огня, а также в результате необъективной оценки обстановки и т.д. Все это приводит к превращению отдельных очагов пожаров в массовые, которые становятся стихийным бедствием. Наносимый ущерб от лесных пожаров в Республики оценивается десятками миллионов тенге.

Лесные пожары


п/п
Наименование 2006 2007 2008 2009 2010
1 Число пожаров, случаев 959 505 901 529 643
2 Лесная площадь, пройденная
пожарами, га
21 900 67 398 7 727 4 368 11 700
3 Ущерб, причиненный лесными пожарами, млн. тенге 387,3 501,9 586,9 90,8 331,8

     Сравнительный анализ природных пожаров показывает, что возникновение первых очагов пожаров приходится на последнюю декаду апреля и первую половину мая, а наивысшая горимость лесов в республике имеет место в июле месяце. Первый всплеск лесных пожаров в апреле-мае месяце обусловлен высыханием горючего материала представленного опавшими листьями и прошлогодними травянистыми растениями после схода снега до прогревания почвы. Этот период продлится 3-4 недели, затем он пойдет на спад, что обусловлено появлением свежей травянистой растительности. Спустя 4-5 недель при высоких температурах и отсутствии осадков может начаться новый скачок, который достигнет своего пика через    2-3 недели. Далее произойдет спад активности лесных пожаров обусловленный снижением дневных температур и началом осенних дождей и через 4-5 недель ситуация придет в норму. В первой, второй декаде августа достаточно продолжительный период пожаров, обусловленный массовым посещением людьми лесов для сбора созревающих ягод и грибов. В сентябре могут появляться отдельные очаги пожаров, это продлится 4-5 недель, по истечении которых пожароопасный сезон завершится.
      В весенний период пожары не редкость: крестьяне, проводят неконтролируемые сельхоз палы, жгут не только поля, но и степь.
   Сельхозугодия, прилегающие к лесным массивам, где постоянно проводят неконтролируемые сельхоз палы без предварительной опашки (шириной 10 метров), что нередко приводит к распространению огня на лесостепные массивы. В результате чего гибнет флора и фауна, возрастает угроза эрозии почвы.
      К наиболее пожароопасным относятся лесные массивы на территории Акмолинской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Кустанайской областей.
      Лесные и степные пожары, вышедшие из-под контроля могут привести к уничтожению лесных массивов, посевов сельскохозяйственных культур и выпасов. При лесных пожарах могут образоваться зоны задымления, что приведет к задымлению ряда населенных пунктов, прилегающих к лесным массивам.

Лесной фонд республики

№ п/п Наименование области Общая площадь лесного фонда,
тыс. га
Лесистость, процентов
1 Акмолинская 986,4 2,5
2 Актюбинская 977,1 0,2
3 Алматинская 5 187,9 8,0
4 Атырауская 164,8 0,1
5 Западно-Казахстанская 215,4 0,7
6 Жамбылская 4 450,7 15,3
7 Карагандинская 590,5 0,4
8 Костанайская 652,0 1,1
9 Кызылординская 6 671,2 13,6
10 Мангистауская 465,7 0,7
11 Южно-Казахстанская 3 440,0 13,7
12 Павлодарская 478,7 2,0
13 Северо-Казахстанская 687,6 5,4
14 Восточно-Казахстанская 3 693,8 6,4
15 Всего 28 661,8 4,5

     Степные и хлебные массивы занимают большие площади, горючим материалом в них является растительный покров, различного рода травы, хлебные злаки, технические культуры, кустарники камыш. Все эти материалы легко воспламеняются от малейшего источника зажигания, особенно от устойчивой сухой погоды.
      Хлебные культуры наибольшую опасность представляют в период их созревания и до конца уборки урожая. Пожары в степях и на хлебных массивах развиваются очень быстро, на скорость распространения огня особенно влияет скорость ветра.
      Пожар в степи, а также на хлебных массивах, как правило, обнаруживается поздно, в результате он охватывает большие площади. В процессе распространения пожара образуются «смерчи», которые перебрасывают огонь на большие расстояния, преодолевая при этом искусственные и естественные преграды шириной до 12 – 15 м.

Аварии на системах жизнеобеспечения населения, повреждение, разрушение, выход из строя или нарушение нормальных режимов работы базовых систем жизнеобеспечения в штатных условиях или в аварийных ситуациях, приводящие к выходу контролируемых параметров за пределы, установленные нормами. К базовым системам жизнеобеспечения могут быть отнесены системы регулируемого и управляемого обеспечения питьевой водой, воздухом, теплом, электроэнергией и защиты от внешних неблагоприятных природных факторов (ветровые, снеговые, ливневые, тепловые, сейсмические воздействия).
Аварии в системах водоснабжения вызываются повреждением или разрушением водопроводов, хранилищ питьевой воды, механическим, химическим или биологическим загрязнением или отравлением водозаборов. Аварии в системах обеспечения воздухом вызываются химическими, биологическими или радиационно-опасными утечками в производственные или жилые помещения, нарушениями в системах очистки и кондиционирования воздуха, переохлаждением или перегревом воздуха при повреждениях оконных и дверных проёмов, несущих стен и перекрытий. Основными контролируемыми параметрами при этом являются концентрации в воздухе опасных компонентов.

Основные показатели водопроводных сооружений

№ п/п Область/город Количество предприятий (единиц)
по годам
Протяженность водопроводных сооружений (км)
 по годам
Число аварий в сетях водоснабжения
(единиц)
по годам
2009 2010 2009 2010 2009 2010
1 Акмолинская 162 150 3 942,5 4 236,7 1 642 1 497
2 Актюбинская 68 64 2 987,7 3 3 161, 1 032 943
3 Алматинская 120 127 4 209,7 4 534,5 1 671 3 263
4 Атырауская 17 15 1 406,0 1 520,2 216 173
5 Западно-Казахстанская 18 20 1 229,1 1 368,6 403 442
6 Жамбылская 31 27 1 848,3 1 818,1 1 076 1 129
7 Карагандинская 114 116 6 459,2 6 646,9 5 026 5 944
8 Костанайская 30 32 3 250,3 3 302,8 2 524 2 230
9 Кызылординская 22 22 2 425,1 2 836,5 1 012 1 053
10 Мангистауская 13 13 1 381,6 1 600,0 1 975 1 513
11 Южно-Казахстанская 63 62 5 042,9 5 664,0 1 775 1 767
12 Павлодарская 60 67 2 177,2 2 173,8 1 054 1 335
13 Северо-Казахстанская 42 41 4 123,1 4 391,7 2 236 2 428
14 Восточно-Казахстанская 80 81 3 381,0 3 525,4 946 1 167
15 Астана г.а. 2 2 773,0 810,7 994 984
16 Алматы г.а. 33 38 3 031,6 2 839,5 4 28
  Всего 875 877 47 668,3 50 430,7 23 586 25 896

Источник: Агентство по статистике Республики Казахстан.

Основные показатели канализационных сооружений

№ п/п Область/город Количество предприятий (единиц)
по годам
Протяженность канализационных сетей (км) по годам Число аварий в сетях водоотведения
(единиц)
2009 2010 2009 2010 2009 2010
1 Акмолинская 26 25 944,0 940,5 61 52
2 Актюбинская 35 35 714,7 724,5 352 344
3 Алматинская 47 55 1 015,2 1 217,5 353 2 269
4 Атырауская 12 10 423,0 391,9 111 97
5 Западно-Казахстанская 4 6 406,9 429,5 33 18
6 Жамбылская 16 12 406,9 429,5 81 47
7 Карагандинская 41 38 468,0 2 441,4 995 22 881
8 Костанайская 11 11 1 007,5 1 023,9 116 71
9 Кызылординская 9 9 461,9 457,7 89 92
10 Мангистауская 12 13 554,0 534,8 2 256 2 973
11 Южно-Казахстанская 36 36 916,4 930,5 232 176
12 Павлодарская 18 18 1 180,1 1 183,7 47 38
13 Северо-Казахстанская 16 16 491,3 492,7 38 36
14 Восточно-Казахстанская 51 47 1 429,5 1 413,7 174 686
15 Астана г.а. 1 1 344,0 422,3 55 60
16 Алматы г.а. 14 13 1 460,3 1 455,2 - -
  Всего 349 345 14 531,3 14 678,1 4 993 29 840

     Аварии в системах теплообеспечения вызываются повреждениями и разрушениями теплотрасс, теплообменников, калориферов, батарей, регулирующей или управляющей аппаратуры, повреждением теплоизолирующих конструкций зданий и сооружений. Основным контролируемым параметром при таких авариях является температура воздуха, несущих конструкций и элементов водообеспечения.

 

Объекты теплоснабжения республики

№ п/п Область/город Количество источников теплоснабжения
по годам
Протяженность тепловых сетей (км) по годам Число аварий в сетях теплоснабжения
(единиц)
2009 2010 2009 2010 2010
1 Акмолинская 413 412 819,6 833,4 73
2 Актюбинская 233 239 553,0 545,4 65
3 Алматинская 80 93 611,3 611,3 43
4 Атырауская 33 21 357,1 339,8 -
5 Западно-Казахстанская 98 103 339,2 341,2 24
6 Жамбылская 112 116 387,8 371,5 -
7 Карагандинская 382 382 2 112,9 2 146,2 143
8 Костанайская 102 107 773,6 803,6 55
9 Кызылординская 92 92 221,5 221,5 6
10 Мангистауская 37 38 981,4 982,0 -
11 Южно-Казахстанская 50 53 833,5 834,3 -
12 Павлодарская 87 90 1 136,5 1 141,4 46
13 Северо-Казахстанская 106 106 364,8 366,3 18
14 Восточно-Казахстанская 198 211 1 031,6 1 000,7 164
15 Астана г.а. 34 30 543,8 575,6 18
16 Алматы г.а. 221 238 689,7 690,7 1
  Всего 2 278 2 331 11 757,3 11 804,9 656

Источник: Агентство по статистике Республики Казахстан.

        Аварий на системах газоснабжения
      Аварии, связанные с нарушением газоснабжения. За 2010 год в республике зарегистрировано 7 случаев связанных с нарушением газоснабжения. В 2009 году аварий не зарегистрировано.
      С начала 2010 года было получено 13 сообщений о взрывах газа. При этом пострадали 32 человека, из них погибли 5 человек. За аналогичный период  2009 года поступило 10 сообщений, пострадали 26 человек, из них 4 человека погибли.

Газоснабжение республики

№ п/п Область/город Количество предприятий, осуществлявших распределение газа (единиц) Количество газифицированных населенных пунктов (единиц) Протяженность газовых сетей (км)
2009 2010 2009 2010 2009 2010
1 Акмолинская - - 5 2 - -
2 Актюбинская 2 3 51 38 866,9 926,7
3 Алматинская 2 2 25 30 476,0 503,7
4 Атырауская 5 4 70 77 2 882,1 3 432,3
5 Западно-Казахстанская 2 2 142 156 2 940,8 2 971,5
6 Жамбылская 2 2 66 75 747,8 755,3
7 Карагандинская - - 2 2 - -
8 Костанайская 1 1 55 57 1 901,0 2 096,2
9 Кызылординская 1 1 1 2 158,6 339,3
10 Мангистауская 9 9 55 52 1 560,4 1 645,5
11 Южно-Казахстанская 10 10 129 146 4 124,2 4 455,4
12 Павлодарская - - - - - -
13 Северо-Казахстанская - - 1 2 - -
14 Восточно-Казахстанская - - 5 6 - -
15 Астана г.а. - - 1 1 - -
16 Алматы г.а. 3 7 2 2 602,2 647,5
  Всего 37 41 610 648 16 260,0 17 773,4

Источник: Агентство по статистике Республики Казахстан.

Аварии на системах электрообеспечения
      За 2010 год зафиксировано 13 аварий в системе электроснабжения не связанных с природными явлениями. В 2009 году зафиксировано 23 аварий.
     Производство электрической энергии в Казахстане осуществляют 63 электрических станций различной формы собственности. Общая установленная мощность электростанций Казахстана составляет 18 992,7 МВт, располагаемая мощность — 14 558,0 МВт.
      Электрические станции разделяются на электростанции национального значения, электростанции промышленного назначения и электростанции регионального назначения.
      К электрическим станциям национального значения относятся крупные тепловые электрические станции, обеспечивающие выработку и продажу электроэнергии потребителям на оптовом рынке электрической энергии Республики Казахстан:
ТОО Экибастузская ГРЭС-1;
АО «Станция Экибастузская ГРЭС-2»;
АО «Евроазиатская Энергетическая Корпорация» (Аксуская ГРЭС);
ТОО ГРЭС «Корпорация Казахмыс»;
АО «Жамбылская ГРЭС»,
а также гидравлические электростанции большой мощности, используемые дополнительно и для регулирования графика нагрузки ЕЭС РК:
Бухтарминская ГЭК АО «Казцинк»,
ТОО «AES Усть-Каменогорская ГЭС»,
ТОО «AES Шульбинская ГЭС».
      К электростанциям промышленного значения относятся ТЭЦ, с комбинированным производством электрической и тепловой энергии, которые служат для электро-теплоснабжения крупных промышленных предприятий и близлежащих населенных пунктов:
ТЭЦ-3 ТОО «Караганда-Жылу;
ТЭЦ ПВС, ТЭЦ-2 АО «Арселор Миттал Темиртау»;
Рудненская ТЭЦ (АО «ССГПО»);
Балхашская ТЭЦ, Жезказганская ТЭЦ ТОО Корпорация «Казахмыс»;
Павлодарская ТЭЦ-1 АО «Алюминий Казахстана»;
Шымкентская ТЭЦ-1,2 (АО «Южполиметал») и другие.
      Электростанции регионального значения — это ТЭЦ, интегрированные с териториями, которые осуществляют реализацию электрической энергии через сети региональных электросетевых компаний и энергопередающих организаций, а так же теплоснабжение близлежащих городов.
      Аварии на системах электроэнергообеспечения вызываются повреждениями и разрушениями: на внешних по отношению к промышленным и гражданским объектам высоковольтных линиях, трансформаторных и распределительных станциях, диспетчерских пунктах управления; на внутренних системах электропитания – низковольтных линиях, электропроводке, пультах распределения, электробытовых и промышленных приборах. Эти аварии приводят к обесточиванию систем подачи воды и воздуха, остановке или перебоям технологических процессов, возгораниям и пожарам, взрывам трансформаторов и загрязнению окружающей среды. Основными контролируемыми параметрами таких аварий являются напряжения и токи в электросетях, температура в контактных группах, на трансформаторах и изоляторах, химический состав рабочих жидкостей и воздуха в производственных и жилых помещениях. Аварии на системах защиты от опасных природных процессов вызываются повреждениями и разрушениями несущих конструкций зданий и сооружений, нарушениями гидроизоляции и теплоизоляции, систем заземления.
      Электрические сети Республики Казахстан представляют собой совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их линий электропередачи, напряжением 0,4-1150 кВ, предназначенных для передачи и (или) распределения электрической энергии.

Электроснабжение республики

№ п/п Область/город Количество электростанций (единиц) Выработано электроэнергий млн. кВт. час
2009 г. 2010 г. 2009 г. 2010 г.
1 Акмолинская 115 122 550,9 705,9
2 Актюбинская 283 268 2 204,8 2 632,1
3 Алматинская 59 56 4 453,2 5 353,3
4 Атырауская 27 21 3 201,0 3 403,7
5 Западно-Казахстанская 7 7 1 257,2 1 194,4
6 Жамбылская 17 17 1 523,5 631,9
7 Карагандинская 92 135 11 837,1 11 787,1
8 Костанайская 59 64 1 464,5 1 596,8
9 Кызылординская 31 33 836,9 823,2
10 Мангистауская 20 22 4 051,3 4 325,8
11 Южно-Казахстанская 5 5 1 414,1 1 484,4
12 Павлодарская 6 7 33 796,5 36 493,9
13 Северо-Казахстанская 129 134 2 391,8 2 422,5
14 Восточно-Казахстанская 63 65 6 950,0 7 029,4
15 Астана г.а. 4 4 2 349,1 2 304,2
16 Алматы г.а. 20 40 428,2 440,7
  Всего 937 1000 78 710,1 82 629,3
Космодром «Байконур» — первый и крупнейший в мире космодром, расположен на территории Казахстана, недалеко от поселка Тюратам. Занимает площадь 6717 км². С космодрома «Байконур» осуществляется запуск ракет–носителей по четырём направлениям траектории, которые включают 25 трасс полета, в том числе 6 трасс полёта ракет–носителей типа «Союз», 7 трасс межконтинентальных-баллистических ракет, 4 трассы «Протон», 3 трассы «Энергия», 2 трассы «Циклон», 3 трассы «Зенит».
Трассы полетов ракет-носителей с космодрома «Байконур» проходят над территориями 7 областей Кызылординской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской.
Кроме того, с позиционного района «Домбаровский» Российской Федерации через Актюбинскую и Мангистаускую область Республики Казахстан проходит 1 трасса полетов межконтинентальных- баллистических ракет.
На территории Республики Казахстан определены 53 района падения отделяющихся частей ракет-носителей вне населенных пунктов.
Департаментами по чрезвычайным ситуациям областей через которые проходят  траектории пусков ракет-носителей (Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Кызылординской, Мангистауской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областей) разработаны и периодически корректируются Планы: проведения аварийно-спасательных работ в зонах возможного падения; взаимодействия Департаментов по чрезвычайным ситуациям МЧС РК с местными исполнительными органами; эвакуации населения из районов областей, расположенных вдоль траектории полетов ракет-носителей.
Аварии при запуске космических аппаратов на территории Казахстана происходят крайне редко. Так например за 2010 год не зафиксировано ни одного случая подобных аварий.
АВИАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ — наиболее современное средство передвижения, и его безопасность обеспечивается в наивысшей степени. Однако и гражданская авиация, к сожалению, не застрахована полностью от аварийных ситуаций.
      Одной из наиболее опасных ЧС считается разгерметизация самолета на маршруте перелета, так как в разряженной атмосфере человек может потерять сознание в считанные секунды. Поэтому необходимо не­медленно надеть кислородную маску, находящуюся обычно в спинке сидения перед пассажиром (перед вылетом проверьте, там ли она). Следует иметь в виду, что если с вами ребенок, маску надо вначале надеть на себя, а затем — на малыша, в противном случае погибнуть могут оба.
      Серьезно надо отнестись и к возможным торможениям авиалайнера при взлете или посадке. Пассажиры при этом могут быть выброшены из кресел и получить травмы. Чтобы избежать подобного, перед взлетом и посадкой каждый пассажир обязан надеть на себя ремень безопасности. Причем, усаживаясь в свое кресло, сразу проверьте, действует ли он, исправен ли его замок, подгоните ремень по длине. Уложите взятый с собой в самолет багаж на полку над креслом так, чтобы она не причинила в случае падения травм; но тяже­лые предметы наверх не помещайте (это же касается фото- и киноаппаратуры). Полезно под рукой на коленях иметь сумку небольшого размера с мягкими вещами.
      И еще раз напоминаем: застегивайте ремень безопасности всегда! Не обращайте внимания на возмож­ную иронию окружающих на ваши правильные действия.
      В случае резкого торможения или удара примите безопасное положение: колени и локти упираются в спинку переднего сиденья, на коленях между спинкой и грудью—сумка с мягкими вещами, голова наклоне­на вперед и прикрыта руками, спина согнута.
     Другие крайние экстремальные ситуации на авиатранспорте (пожар на борту, приземление без выпущен­ного шасси) бывают крайне редко, в подобных случаях главное—проявить самообладание и выполнить все дополнительные указания бортпроводницы и экипажа самолета.
      Перед воздушным путешествием надо особенно внимательно отнестись к правилам перевозки багажа. Так, не случайно строжайше запрещен провоз горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, спиртных на­питков в негерметичной таре. Дело в том, что на высоте 10 тыс. м давление в салоне понижается, усилива­ется испаряемость летучих жидкостей. Небольшая искра — и вероятность взрыва в самолете превращается в реальность.
      Беспрекословно выполняйте требования экипажа и бортпроводников — например, пересаживайтесь на указанные вам места, это в интересах вашей безопасности!
А при возможности выбора помните, что более безопасные кресла—ближе к задней части самолета, но не в самом хвосте.
      В республике насчитывается 21 аэропорт, из них международные рейсы выполняют Астанинский, Алматинский, Актюбинский, Атырауский, Карагандинский, Кустанайский,  Павлодарский, Усть-Каменагорский аэропорты.
      В 2010 году зафиксировано 11 сообщений об авариях и инцидентах на авиационном транспорте, пострадали 13 человек, из них 10 человек погибли. За аналогичный период 2009 года поступило 12 сообщений, пострадали 18 человек, из них 10 человек погибли.
      Риск чрезвычайных ситуаций в авиационном транспорте представляет собой величину: количество случаев, приходящихся на площадь территории, т.е. количество случаев по республике (ед.) отнесенное к площади республики (тыс. км2).
R= 0,011*103/2,725*106

Классификация рисков ЧС в авиационном транспорте

Риск ЧС (кол./тыс. км2 * 10-4) Категория Обобщенная оценка риска
0 1 Слабый
1-50 2 Незначительный
50-100 3 Умеренный
100-150 4 Значительный
>150 5 Сильный

     Опасность ЧС в авиационном транспорте, по сути, представляет собой индивидуальную опасность фатального исхода в результате авиакатастроф и инцидентов и рассчитывается как отношение количества погибших к численности населения: количество летальных исходов по республике (чел.) отнесенное к численности населения республики (чел.), т.е. безразмерная величина.

R= 0,010*103/16,4*106

Классификация опасности ЧС в авиационном транспорте

Опасность ЧС * 10-7 Категория Обобщенная оценка опасности
0 1 Слабая
1-5 2 Незначительная
5-10 3 Умеренная
10-15 4 Значительная
>15 5 Сильная

Риск возникновения ЧС на авиатранспорте в республики остается слабым.

Газовый баллон

Регулярно проверяйте резьбовые соединения и место присоединения баллона с редуктором мыльной эмульсией.
Следите за исправностью соединительного шланга.

Приобретайте укомплектованные и исправные баллоны только в специализированных магазинах.
ПОМНИ НЕИСПРАВНЫЙ БАЛЛОН – ОПАСЕН!
Категорически запрещается использование газовых баллонов в многоэтажном жилом доме!

Баллон, заполненный сверх нормы газом, при нагревании (в теплом помещении) может разорваться, и произойдет мощный взрыв.

Предельные нормы заполнения газовых баллонов (по пропану)
5 л. – не более 2 кг.
27 л. – не более 11,4 кг.
50 л. – не более 21,2 кг.

Если вы почувствовали сильный запах газа:
1) Перекройте кран.
2) Проветрите помещение (устройте сквозняк).
3) вызовите аварийную службу (звонить желательно из помещения, не наполненного газом, или вообще из другой квартиры).
4) Не зажигайте огня, не включайте и не выключайте никаких электроприборов!

Случаи самовольной установки газовых баллонов – одна из основных причин трагедий.
Взрывоопасная смесь из газа и воздуха способна разрушить большой дом.